Закон единства и борьбы противоположности

Виды и формы обучения.

В современной педагогике выделяют следующие виды обучения:

1. Традиционное обучение. Основоположник Я. А. Коменский – важным должны быть знание умение и навыки.
Наиболее эффективным способом достижения этих целей является передача знаний от педагога к обучающимся в готовом виде.

Дидактическими принципами традиционного обучения являются:
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип системности. Упорядочивания знаний.
- Принцип включения эмоций в процесс усвоения знаний, умений и навыков.

2. Развивающее обучение. Автором психологической теории развивающего обучения является Л.С. Выготский. Он считал, что обучение должно идти впереди развития. ВК преодолению трудностей обучения он связывал зоны ближайшего развития человека.
Послевоенные годы на основе концепции Выготского стали создаваться педагогические теории развивающего обучения. Наиболее известными из них являются: концепция профессора Зыбкого и Давыдова.
Цель развивающего обучение – создать условия для открытия обучающимися способа деятельности. Эти цели достигаются благодаря соблюдению следующих принципов:
1. Принцип трудности (принцип обучения на высоком уровне трудности).
2. Изучение материала в быстром темпе.
3. Принцип окна. Этот принцип означает признание целостности мира и учебного предмета как способа познания его части.

3. Личностно-ориентированное обучение. Оно отражает особенности современной, информационной цивилизации. Главное назначение – дать возможность обучающемуся проявить свою субъектность, т.е. удовлетворить свои индивидуальные образовательные потребности.
Основными концепциями личностно-ориентированного обучения является теория Е.В. Бандаревской, Якиманской, В.В. Серикова.

Формы организации обучения.

1. Классно-урочная.
Лекция – это форма обучения главный смысл которой дать представление о изучаемом объекте.
Семинарское занятие, как правило, направленно на изучение наиболее сложных вопросов учебной дисциплины.

Индивидуальная форма обучения направленна на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающегося. Индивидуальное обучение бывает: очным, заочным и дистанционным.
Индивидуальное обучение предполагает высокий уровень развития студента как субъекта учебной деятельности.

Здесь несколько понятий: противоположность, противоречие.

Противоположности – это стороны (предметов, явлений, процессов), которые одновременно предполагают, обуславливают и отрицают друг друга.

Дверь и окно – не противоположности. А вот плюс и минус в математики – противоположности. Наш организм – единство ассимиляции и диссимиляции. Производство и потребление – оба процесса – развитие экономики. На рынке противоположность: продавец – подороже продать, покупатель – подешевле купить. Интересен восточный базар. Противоположности пронизывают все.

Противоречие – отношение между противоположностями. Что гласит закон?

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник всякого развития. Он свидетельствует, что в основе всякого развития лежит борьба противоположных сторон, свойств, тенденций. Обнаружение этих противоречий и поиск способов их разрешения составляет основу познавательной и практической деятельности людей.Единство противоположностей условно, временно, релятивно(относительно). Борьба противоположностей абсолютна. Степень обострения противоречий различна. Порой она может представлять собой тождество, но абсолютного тождества не бывает, это идеал. Наибольшее тождество – однояйцовые близнецы.

Вторая стадия – различие. Противоречия друг другу не мешают, борьба между ними не очень сильна, не мешают существования друг друга.

Третья стадия – конфликт – ситуация обострения противоречий, когда единство противоположностей становится невозможным и наступает их разрешение. Разрешение противоречий может идти разными путями. Может быть стихийное разрешение, а может быть сознательное, связанное с понижением уровнем противостояния. Природа сама регулирует соотношение зайцев и волков. А в обществе? Есть большинство богатых людей и малое количество богатейших. Стихийное разрешение – революция, бунт. Всякое единство относительно, условно, а борьба абсолютна, принимает более яркие или же менее заметные способы разрешения противоречия. Закон единства и борьбы противоположности гласит, что процесс развития представляет собой разрешение объективно существующих противоречий естественным или целенаправленным путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: