Связь педагогики с другими науками
С психологией, социологией, философией, культурологией, историей, валеологией, физиологией.
Два вида связи педагогики с другими науками:
1) методологическая (использование основополагающих идей, которые возникают в других науках; методов исследования из других наук);
2) предметная (использование результатов из других наук, участие в комплексных исследованиях).
Сковорода, Бердяев, Хомяков, В.В. Соловьев, Лосский – занимались исследованием связи педагогики с философией.
Связь с психологией:
1) возрастные характеристики;
2) представление о психических процессах;
3) интерпретация отдельных характеристик личности;
4) представления о целях образования
Процессы: интеграция и дифференциация
Интеграция – пед.психология, пед.этика, этническая педагогика в высшей школе.
Дифференциация – возрастная педагогика, профессиональная, коррекционная (специальная), отраслевая (военная, спортивная и др.), социальная.
Педагогика высшей школы – отрасль (раздел) общей педагогики (профессиональной), изучающая основные составляющие (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание) образовательного процесса в вузе, а также особенности и условия (требования к процессу взаимодействия преподавателя и студента) эффективного осуществления профессиональной подготовки будущего специалиста.
|
|
Обучение – целенаправленный процесс взаимосвязи деятельности педагога и обучаемого.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений, наследуемых и приобретаемых свойств человека.
Формирование – процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов.
Теоретические задачи:
1) разработка теоретико-методических основ профессионального образования;
2) обоснование сущности аспектов профессионального образования;
3) изучение истории развития профессионального образования;
4) анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования;
5) выявление закономерностей.
Практические задачи:
1) формирование у преподавателей умения и навыков;
2) преобразование учебного процесса в процесс развития творческого мышления;
3) вооружение педагогов психологическими знаниями.
Категорийный аппарат: профессиональное образование, обучение, воспитание, развитие, становление.
Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении.
Принципы обучения – это теоретическое обобщение пед.практики, они возникают из опыта практической деятельности и носят объективный характер. Это мост, соединяющий теоретические представления с пед.практикой.
|
|
Общедидактические принципы обучения:
1) научность;
2) доступность, посильная трудность;
3) сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя;
4) наглядность и развитие теоретического мышления;
5) системность и систематичность обучения;
6) переход от обучения к самообразованию;
7) связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;
8) прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся;
9) положительный эмоциональный фон обучения;
10) коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов;
11) гуманизация и гуманитаризация обучения и др.
Высшее образование должно быть ориентировано на развитие личности будущего специалиста.
Соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий).
Оптимальное сочетание общих и групповых форм организации учебного процесса в вузе.
Цели профессионального образования:
1) нормативные государственные цели – наиболее общий уровень в госстандартах;
2) общественные цели – цели различных слоев общества;
3) инициативные цели – цели, разработанные педагогами-практиками.
Иерархия целей высшего образования:
1) верхний уровень - определяется исторической эпохой (цели экологические; непрерывного послевузовского образования; вытекающие из коллективного характера большинства видов современной деятельности);
2) второй уровень – специфичные для данной страны (связанные с развитием рыночных отношений; проблем межнациональных отношений; решением производственных, управленческих и экономических задач);
3) собственно профессиональные.
Понятие «содержание образования»
Чему учить? и чем овладевать? – два вопроса к содержанию.
Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Профессионализация образования направлена на подготовку нового типа специалиста-профессионала.
Частно-научный аппарат педагогики:
Система – педагогическая система; деятельность – педагогическая деятельность; действительность – педагогическая действительность.