Задачи педагогики

Связь педагогики с другими науками

С психологией, социологией, философией, культурологией, историей, валеологией, физиологией.

Два вида связи педагогики с другими науками:

1) методологическая (использование основополагающих идей, которые возникают в других науках; методов исследования из других наук);

2) предметная (использование результатов из других наук, участие в комплексных исследованиях).

Сковорода, Бердяев, Хомяков, В.В. Соловьев, Лосский – занимались исследованием связи педагогики с философией.

Связь с психологией:

1) возрастные характеристики;

2) представление о психических процессах;

3) интерпретация отдельных характеристик личности;

4) представления о целях образования

Процессы: интеграция и дифференциация

Интеграция – пед.психология, пед.этика, этническая педагогика в высшей школе.

Дифференциация – возрастная педагогика, профессиональная, коррекционная (специальная), отраслевая (военная, спортивная и др.), социальная.

Педагогика высшей школы – отрасль (раздел) общей педагогики (профессиональной), изучающая основные составляющие (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание) образовательного процесса в вузе, а также особенности и условия (требования к процессу взаимодействия преподавателя и студента) эффективного осуществления профессиональной подготовки будущего специалиста.

Обучение – целенаправленный процесс взаимосвязи деятельности педагога и обучаемого.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений, наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Теоретические задачи:

1) разработка теоретико-методических основ профессионального образования;

2) обоснование сущности аспектов профессионального образования;

3) изучение истории развития профессионального образования;

4) анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования;

5) выявление закономерностей.

Практические задачи:

1) формирование у преподавателей умения и навыков;

2) преобразование учебного процесса в процесс развития творческого мышления;

3) вооружение педагогов психологическими знаниями.

Категорийный аппарат: профессиональное образование, обучение, воспитание, развитие, становление.

Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении.

Принципы обучения – это теоретическое обобщение пед.практики, они возникают из опыта практической деятельности и носят объективный характер. Это мост, соединяющий теоретические представления с пед.практикой.

Общедидактические принципы обучения:

1) научность;

2) доступность, посильная трудность;

3) сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя;

4) наглядность и развитие теоретического мышления;

5) системность и систематичность обучения;

6) переход от обучения к самообразованию;

7) связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;

8) прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся;

9) положительный эмоциональный фон обучения;

10) коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов;

11) гуманизация и гуманитаризация обучения и др.

Высшее образование должно быть ориентировано на развитие личности будущего специалиста.

Соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий).

Оптимальное сочетание общих и групповых форм организации учебного процесса в вузе.

Цели профессионального образования:

1) нормативные государственные цели – наиболее общий уровень в госстандартах;

2) общественные цели – цели различных слоев общества;

3) инициативные цели – цели, разработанные педагогами-практиками.

Иерархия целей высшего образования:

1) верхний уровень - определяется исторической эпохой (цели экологические; непрерывного послевузовского образования; вытекающие из коллективного характера большинства видов современной деятельности);

2) второй уровень – специфичные для данной страны (связанные с развитием рыночных отношений; проблем межнациональных отношений; решением производственных, управленческих и экономических задач);

3) собственно профессиональные.

Понятие «содержание образования»

Чему учить? и чем овладевать? – два вопроса к содержанию.

Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Профессионализация образования направлена на подготовку нового типа специалиста-профессионала.

Частно-научный аппарат педагогики:

Система – педагогическая система; деятельность – педагогическая деятельность; действительность – педагогическая действительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: