Современные образовательные парадигмы

Методология науки

Методология науки – часть науковедения, которая исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания.

Место методологии педагогики в общей системе методологического знания:

1) высший уровень – философский;

2) общенаучная методология;

3) конкретно-научная методология;

4) еще однаJ

Парадигма – от греч. «пример», «образец».

Томас Кун использовал понятие парадигмы, где последнее обозначало совокупность грамматических элементов, образующих единое правило («Структура научных революций», 1977 г.).

Парадигма:

в исторической науке – пример, который взят в начале доказательства;

в социологии – некое «ментальное кино» (К. Бейли);

в философии – для характеристики общества в целом, его основной направленности.

Е.А. Ямбург: «Парадигма – ведущая, концептуальная идея, которая определяет перспективы, характер грядущих преобразований».

Традиционалистическая парадигма (знаниевая)

Главная цель обучения и воспитания – дать человеку глубокие прочные разносторонние академические знания.

Основной источник знания – учитель, преподаватель.

Обучаемый – объект, который необходимо наполнить знаниями.

Разновидности парадигмы:

1. Технократическая (прагматическая).

Главная ее цель - дать человеку те знания, умения и навыки, которые будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности.

Для нее характерна стандартизация образовательного процесса.

Основополагающий принцип – политехникум в обучении.

Знания и технология парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося.

2. Личностно-ориентированная парадигма (гуманистическая, субъект-субъектная).

Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации.

Суть: человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно-нравственный человек.

3. Культурологическая парадигма.

Главная цель – передача ценностей культуру последующим поколениям для получения «человека духовного».

А.Н. Леонтьев: «Обнищание души при обогащении информацией».

4. Компетентностная парадигма.

Основана на понимании того, что невозможно увеличивать объем передаваемых школьных знаний до бесконечностей.

Основа: надо научиться познавать, делать, жить вместе, жить.

Сторонники: Д. Эльконин, А. Дистервег

Маргарет Мид о трех типах культур:

1) постфигуративные (изменения идут медленно, знания передаются почти в неизменном виде);

2) кофигуративные (модель поведения заимствуется у современников, а не у предшественников);

3) префигуративные (обострение различий опыта поколений: старшие поколения учатся у младших).

На ситуацию в сфере образования влияет ускорение темпов развития общества. В результате, школа должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Необходимо развивать у школьников мобильность, динамизм, конструктивность. Новый подход к образованию сформулировал американский бизнесмен Делон Гриллос (люди должны самостоятельно учиться работать с информацией). Человек должен быть подготовленным, уметь работать в команде, самостоятельно принимать решения, быть инициативным и стрессоустойчивым.

Введение компетентностного подхода в России обусловлено предписаниями. Переход на компетентностно ориентированное образование был закреплен в 2001 году в Правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года. Авторы Е.Л. Коган, А.А. Пинский, Б.Д. Эльконин предложили модернизировать российское образование именно с точки зрения компетентностного подхода. Знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль.

А.В. Хуторской занимался компетентностным подходом.

Учитель должен думать, как структурировать материал, чтобы он стал основой знаний.

Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.

Компетентность уже сформирована в человеке.

Зуны = знания + умения + навыки.

Компетенция = знания + умения + навыки + готовность и способность применить зуны и владеть ими.

Зуны – действия по аналогии и образцу. Признаки – диплом о высшем образовании, занимаемая должность.

Компетенция – опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Признаки: человек может приспособиться к условиям, которые постоянно изменяются.

Ключевые компетенции – главное, чему должны научить:

1) ценностно-смысловые;

2) общекультурные;

3) учебно-познавательные;

4) информационные;

5) коммуникативные;

6) социльно-трудовые;

7) компетенции личностного самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: