Методология науки
Методология науки – часть науковедения, которая исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания.
Место методологии педагогики в общей системе методологического знания:
1) высший уровень – философский;
2) общенаучная методология;
3) конкретно-научная методология;
4) еще однаJ
Парадигма – от греч. «пример», «образец».
Томас Кун использовал понятие парадигмы, где последнее обозначало совокупность грамматических элементов, образующих единое правило («Структура научных революций», 1977 г.).
Парадигма:
в исторической науке – пример, который взят в начале доказательства;
в социологии – некое «ментальное кино» (К. Бейли);
в философии – для характеристики общества в целом, его основной направленности.
Е.А. Ямбург: «Парадигма – ведущая, концептуальная идея, которая определяет перспективы, характер грядущих преобразований».
Традиционалистическая парадигма (знаниевая)
Главная цель обучения и воспитания – дать человеку глубокие прочные разносторонние академические знания.
|
|
Основной источник знания – учитель, преподаватель.
Обучаемый – объект, который необходимо наполнить знаниями.
Разновидности парадигмы:
1. Технократическая (прагматическая).
Главная ее цель - дать человеку те знания, умения и навыки, которые будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности.
Для нее характерна стандартизация образовательного процесса.
Основополагающий принцип – политехникум в обучении.
Знания и технология парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося.
2. Личностно-ориентированная парадигма (гуманистическая, субъект-субъектная).
Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации.
Суть: человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно-нравственный человек.
3. Культурологическая парадигма.
Главная цель – передача ценностей культуру последующим поколениям для получения «человека духовного».
А.Н. Леонтьев: «Обнищание души при обогащении информацией».
4. Компетентностная парадигма.
Основана на понимании того, что невозможно увеличивать объем передаваемых школьных знаний до бесконечностей.
Основа: надо научиться познавать, делать, жить вместе, жить.
Сторонники: Д. Эльконин, А. Дистервег
Маргарет Мид о трех типах культур:
1) постфигуративные (изменения идут медленно, знания передаются почти в неизменном виде);
2) кофигуративные (модель поведения заимствуется у современников, а не у предшественников);
|
|
3) префигуративные (обострение различий опыта поколений: старшие поколения учатся у младших).
На ситуацию в сфере образования влияет ускорение темпов развития общества. В результате, школа должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Необходимо развивать у школьников мобильность, динамизм, конструктивность. Новый подход к образованию сформулировал американский бизнесмен Делон Гриллос (люди должны самостоятельно учиться работать с информацией). Человек должен быть подготовленным, уметь работать в команде, самостоятельно принимать решения, быть инициативным и стрессоустойчивым.
Введение компетентностного подхода в России обусловлено предписаниями. Переход на компетентностно ориентированное образование был закреплен в 2001 году в Правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года. Авторы Е.Л. Коган, А.А. Пинский, Б.Д. Эльконин предложили модернизировать российское образование именно с точки зрения компетентностного подхода. Знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль.
А.В. Хуторской занимался компетентностным подходом.
Учитель должен думать, как структурировать материал, чтобы он стал основой знаний.
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.
Компетентность уже сформирована в человеке.
Зуны = знания + умения + навыки.
Компетенция = знания + умения + навыки + готовность и способность применить зуны и владеть ими.
Зуны – действия по аналогии и образцу. Признаки – диплом о высшем образовании, занимаемая должность.
Компетенция – опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Признаки: человек может приспособиться к условиям, которые постоянно изменяются.
Ключевые компетенции – главное, чему должны научить:
1) ценностно-смысловые;
2) общекультурные;
3) учебно-познавательные;
4) информационные;
5) коммуникативные;
6) социльно-трудовые;
7) компетенции личностного самосовершенствования.