Возможности языкового воздействия основаны на возможности вариативной интерпретации действительности (ВИД) средствами языка.
Распространение идеи, как показывают исследования, подчиняется определенным закономерностям.
L специалист по слухам
L кризисник
L переговорщик
L избирательный технолог
L пресс-секретарь
L спиндоктор (менеджмент новостей)
L менеджер паблик рилейшнз (PRщик)
L имиджмейкер
Например, результаты некоторых экспериментов, наблюдений.
L различные коммуникативные технологии,
Для воздействия используются различные технологии, влияющие как на индивидуальное, так и массовое сознание. К числу подобных технологий относятся
l технологии нейро-лингвистического программирования …
Язык как средство воздействия
Одна из задач технологий воздействия – усилить параметры, обладающие воздействующей силой на источник. Среди воздействующих характеристик могут быть титулы, одежда, атрибуты.
95 % медсестер автоматически выполнили явно ошибочные указания врачей.
|
|
Эспериментатор в форме имел больше успеха, когда заставлял людей на улице что-то делать (92% людей подчинились).
Атрибут – 50% машин терпеливо ждали, когда тронется престижная машина – почти все сигналили, когда впереди стояла дешевая модель.
Язык как средство воздействия
Существует значительное количество специалистов, задача которых – осуществление различного рода воздействий.
К их числу, например относятся:
l спичрайтер (у нас – референт)
l рекламист…
Язык как средство воздействия
По отношения к признанию новой идеи (или товара) специалисты выделяют пять типов людей:
1. Инноваторы (2,5%). Они мобильны, имеют коммуникации за пределами локальной культуры, в состоянии признавать абстрактные идеи.
2. Ранние адапторы (13,5%). Респектабельная группа, интегрированная в локальную культуру и представляющая в ней лидеров мнения.
Язык как средство воздействия
3. Раннее большинство (34%). Это колеблющиеся. Они принимают новые идеи как раз перед тем, как это сделает средний житель.
4. Позднее большинство (34%). Это скептики. Для них важным оказывается давление окружающих.
5. Поздние адапторы (16%). Это традиционалисты. Последними принимают решения и очень подозрительны ко всему новому.
Язык как средство воздействия
Критическая точка распространения – 5% населения, но чтобы ее убедить, следует достичь своим сообщением 50% популяции.
При переходе через 20%, идея живет уже своей жизнью и не требует интенсивной коммуникативной поддержки.
Язык как средство воздействия
Обычно в этих случаях говорят о «введении в заблуждение», «полуправде», «умолчании».