Методики психолингвистического исследования.
Задние отделы левого полушария коры обеспечивают кодирование информации в парадигматические ряды языка. Поражение этих участков приводит к нарушениям в системах языковых кодов, т.е. к нарушениям парадигматических отношений, причем синтагматические отношения сохранены.
Связанная с работой передних (лобных) отделов, ведает формированием намерений, планов и программ поведения.
Связанная с работой задних (теменно-затылочно-височных) отделов, обеспечивает прием, переработку и хранение информации,
Такие нарушения имеют внутренний характер, т.е. не связаны с повреждениями речевого аппарата, а возникают вследствие очагового поражения коры головного мозга при травмах или ранениях, а также опухолевых и сосудистых заболеваниях.
Рассмотрим на примере афазии.
Особое значение имеют результаты психолингвистических исследований в патологии речи.
Кроме чисто научного интереса есть и большое прикладное значение этой проблемы — как для клиники детских речевых патологий, так и для проблемы обучения языку (и родному, и иностранному).
С другой стороны, помогает понять язык, речевую деятельность взрослого человека.
С одной стороны, она показывает процесс овладения языком,
L коммуникация при помехах в канале связи или в искусственных человеко-компьютерных системах (например, в современных автоматизированных ИПС).
L речь на иностранном языке (при плохом знании его),
L при коммуникации в затрудненных условиях,
L речь при различного рода патологиях,
L детская речь,
L широкое использование разнообразных методик экспериментального исследования.
Психолингвистика
Отмечается активная ориентация на “нестандартные”, “ненормативные” виды коммуникации. Это:
l речь в состоянии эмоционального возбуждения (даже стресса),
Психолингвистика
Детская речь дает в руки исследователя уникальный материал:
Психолингвистика
Афазия – расстройства речи при поражениях мозга.
Психолингвистика
Существуют две раздельные системы коры головного мозга:
Психолингвистика
Обратное наблюдается при поражениях передних отделов речевых зон: парадигматические отношения практически сохраняются, но грубо нарушена развернутая речь, иначе говоря, синтагматические отношения.
Психолингвистика
В отличие от других лингвистических направлений в психолингвистике эксперимент становится если не ведущим, то одним из ведущих методов исследования (А. А. Леонтьев: психолингвистика — это и есть по существу экспериментальная лингвистика).
Психолингвистика