Анкетирование. Беседа– вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации

Беседа

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 7).

Стандартизированный опрос
Свободный опрос
Исключаются ошибки при формулировке вопросов
Полученные данные сложнее сравнить друг с другом
Полученные данные легко сравнимы друг с другом
Носит отпечаток искусственности (напоминает устную анкету)
Позволяет гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы


Рис. 7. Особенности применения стандартизированного

и свободного опроса

Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее опре-деленными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов.

Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандарт-ные ответы.

Благоприятный для беседы климат создают:

§ ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

§ проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;

§ положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

§ искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.

Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются коли-чественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

§ формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;

§ сложные и многозначные слова должны исключаться;

§ вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

§ включать вопросы, проверяющие степень искренности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: