Рассматривать организационную структуру представляется рациональным на трех уровнях взаимодействия (табл. 3.4): 1) «внешняя среда – организация», 2) «подразделение – подразделение», 3) «индивид – организация».
Уровни взаимодействия | Типы структур | ||
1. Взаимодействие с внешней средой | Механистическая | Органическая | |
2. Взаимодействие подразделений | Линейно- функциональный | Дивизиональная | Матричная |
3. Взаимодействие с человеком | Корпоративная | Индивидуалисткая | |
Ориентация на внутренние проблемы | Ориентация на потребителя |
Механистический подход предполагает функционирование организационной структуры наподобие машинного механизма. В такой организации правила и процедуры предельно формализованы, принятие решений централизовано, ответственность узко определена. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях рутинной технологии, несложной и нединамичной внешней среды. Этот подход часто критикуется, хотя его применение целесообразно и в современных условиях.
|
|
Классификация организационных структур по методу взаимодействия с внешней средой на механистические и органические является наиболее терминологически корректной.
1.1. Понятие организационной структуры предприятия:
1.1.1. линейная
1.1.2. линейно-функциональная
1.1.3. линейно-штабная
1.1.4. матричная
1.1.5. смешанная
1.2. Виды и структуры предприятий оптовой торговли.
В процессе деятельности между сотрудниками фирмы и ее структурными подразделениями, устанавливаются связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. Требования к этим связям взаимно противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы эти связи были стабильны, устойчивы, но, с другой стороны, включение качественно новых агентов производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей, развития их эвристического характера. Таким образом, внутренняя противоречивость в самом характере управления должна быть заключена в структуре и функциональных связях системы управления.
Совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей носит название организационной структуры управления (ОСУ).
Исторически сложились четыре основных типа ОСУ, которые выражают различные степени детерминизма и функциональной гибкости и используются в различных сферах и условиях применения:
|
|
· линейная
· линейно-функциональная
· линейно-штабная
· матричная
Линейная:
Характеризуются четким единоначалием – каждый руководитель, каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу.
Линейно-функциональная
форма управления, в которой комбинируется линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. При такой схеме управления компанией выделяют, как правило, штаб, объединяющий специалистов-управляющих по направлениям деятельности фирмы, называемый советом директоров или советом управляющих. Этот орган задает стратегию развития компании, участвует в решении вопросов на стыке проблем, а также принимает отчеты от элементов структуры линейного управления.
Линейно-штабная структура управления
Структура, предполагающая образование в помощь линейным руководителям специализированных функциональных подразделений - штабов для решения определенных задач (аналитических, координационных, сетевого планирования и управления, специальных и т.д.). Штабы не наделяются распорядительной функцией, а готовят рекомендации, предложения и проекты для линейных руководителей.
Достоинства данной структуры: сохранение достоинств линейно-функциональной структуры, повышение качества решений линейных руководителей на основе рекомендаций штабов, относительная простота построения, повышение компетентности персонала.
Недостатки: удлинение процесса принятия решения, возможность несогласованностей в деятельности отдельных штабных подразделений, высокая загруженность линейного руководителя.
Матричная структура управления
Этот тип организационной структуры создается путем совмещения функциональной и дивизиональной структур. Матрицу образуют две линии властных полномочий. По горизонтали расположена дивизиональная иерархия (проекты), а по вертикали - функциональная. Функциональные подразделения продолжают играть свою прежнюю роль. А для обеспечения выполнения проекта создается специальная группа, в которую входят специалисты из разных функциональных подразделений. Эти специалисты периодически встречаются для обмена информацией и совместной работы. Руководитель проекта выполняет роль координатора: он планирует ход работ по проекту, согласовывает свой план с руководителями функциональных подразделений, координирует работу специалистов, и, разумеется, отчитывается перед вышестоящим руководством о результатах.
Схематически матричная структура будет выглядеть следующим образом:
Система подчинения в матричной структуре носит двойной характер: сотрудник, находящийся на пересечении цепочек подчиняется одновременно и руководителю проекта, и руководителю функционального подразделения, к которому этот сотрудник собственно и относится. При этом менеджер проекта определяет в основном, что и когда должно быть сделано по данному проекту, а функциональный руководитель решает, кто именно и каким образом будет выполнять ту или иную работу.
При переходе к матричной структуре управления на первых порах проблемы могут возникать как у матричных руководителей, имеющих в своем подчинении только "половину" сотрудника, так и у сотрудников, оказывающихся в роли "слуги двух господ". Эта двойственность полномочий и ответственности - основная причина, возникающих в структуре противоречий.
Преимущества данной структуры: сочетание преимуществ линейно-функциональной и проектной структур, упрощение координации работ по отдельным проектам, увеличение гибкости структуры в связи с упрощением перераспределения персонала.
Недостатки: создание отношений двойного подчинения, усложнение механизма управления, появление противоречивых ситуаций, возможность спорадического возникновения дефицита (или недогрузки) функциональных специалистов, что вызывает стремление к увеличению штатов функциональных подразделений.