Кто писал, что язык, миф, искусство, религия – это символические формы, лежащие в основе культуры; «символ – ключ к природе человека», а «человек – это символическое животное»?
а) Э. Кассирер;
б) К. Юнг;
в) К. Леви-Стросс.
Комментарии к тесту:
Правильный ответ - Кассирер.
Э. Кассирер исходил из идеи взаимообусловленности существа человека и культуры, и анализируя основные существовавшие в истории концепции человека пришел к выводу, что «символ — ключ к природе человека». Согласно символической концепции Кассирера, способность создавать символические образы, а не разум, делает человека человеком в высшем значении этого слова. Считал также, что поскольку человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. Символы, прежде всего, обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. По Кассиреру, человек настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы и религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства искусственного посредника – символической системы.
|
|
К. Юнг рассматривал мифы, как проявление в них «архетипов» «коллективного бессознательного». В аналитической психологии К. Юнга архетипы - это структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами художественного творчества, составляют основу общечеловеческой символики.
К. Леви-Стросс французский этнограф (антрополог), социолог и философ, один из главных представителей структурализма. Исследовал культуру индейских племен бассейна р. Амазонки (Бразилия). В сфере научных интересов Леви-Стросса — социальные и культурные отношения, мифология и искусство индейских племен, теории культурантропологии, структура человеческого мышления в разные эпохи и у разных народов, отношения между «цивилизованными» и «примитивными» народами в современном мире. Основоположник структурной антропологии, К. Леви-Стросс, признавая своеобразие мифологического мышления, показал, что оно способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу. Мифологическая логика достигает своих целей окольным путем, методом «бриколажа» (рикошетом).
Вопрос 4. Что такое субкультура?
а) Это подсистема внутри доминирующей в обществе культуры, имеющая некоторые собственные ценности, нормы и стереотипы поведения;
|
|
б) Это контркультура, которая противостоит доминирующей в обществе культуре;
в) Это сфера культуры, направленная на абсолютизацию роли искусства в обществе.
Комментарии к тесту:
Правильный ответ - это подсистема внутри доминирующей в обществе культуры, имеющая некоторые собственные ценности, нормы и стереотипы поведения.
Можно говорить субкультуре национальных меньшинств, профессиональной, криминальной, субкультуре пожилых людей, молодежной субкультуре и др. Субкультура отличается от «доминирующей» культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, модой и др., но она все-таки не противостоит доминирующей культуре. Субкультура — специфическая подсистема культуры различных групп населения, определяющая стиль жизни, ценности и правила поведения, менталитет его носителей.
Контркультура— понятие, применяемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих основным принципам доминирующей культуры. Для нее характерно критически-негативное отношение к доминирующей культуре и отрицание ее норм и ценностей.
Контркультура как форма протеста молодежи против идеалов и стандартов потребительского общества, массовой культуры выражается в движении различных по идейно-политической ориентации групп и принимает разные формы - от пассивных до экстремистских, демократизм часто сочетается с анархизмом, нигилизмом, религиозными поисками.