Тест № 2 Вопрос 8

Вопрос 5. Л. Уайт описывал три подсистемы культуры: технологическую (орудия производства, оружие, жилища, одежду и пр.), социальную (все виды коллективного и индивидуального поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Чем же он объяснял причины развития этих подсистем культуры?

а) Духовно-религиозной эволюцией общества;

б) Войнами и революциями;

в) Технологическим детерминизмом.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - технологическим детерминизмом.

Лесли Уайт (1900—1975) — американский антрополог и культуролог, один из создателей современной культурологической науки. Сделал широко известным среди ученых-гуманитариев термин «культурология». Уайт рассматривал культуру как сложную и постоянно изменяющуюся систему, развитие которой происходит за счет накопления и использования энергии. Изучение проблем развития культуры привело Уайта к попытке возродить некоторые идеи эволюционизма XIX века. Уайт стал создателем нового направления в культурантропологии — неоэволюционизма. Он склонялся к мнению, что развитие культурной системы определяется развитием техники, науки (технологический детерминизм).

Вариант «а» - это одна сторона подсистемы культуры.

Вариант «б» ни в коем случае не приведет подсистемы культуры к развитию, а наоборот войны, революции губят культуру, нравственные ценности.

Вопрос 6. Теория, исследующая свойства знаковых систем (систем знаков), каждому из которых придается определенное значение?

а) семиотика;

б) игровая теория;

в) психоанализ.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – семиотика. От лат. «semios» - знак. Знак — это материальный предмет культуры (явление, событие), выступающий в качестве представителя (заменителя) другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений, информации, знаний.

Голландский историк культуры И. Хейзинга стал одним из создателей игровой теории культуры(труды «Осень Средневековья», «Homo ludens»). Нормы культуры, которым следует «человек играющий» (Homo ludens), предстают у Хейзинги как правила некой игры, а кризис культуры объясняется стремлением людей XX века нарушать эти правила.

Игровое направление в исследовании культуры — направление, в основе которого лежит трактовка игры как главнейшего феномена человеческого бытия и истока культуры. Исходные положения были заложены в работах И. Канта и Ф. Шиллера. В книге «Homo Ludens» («Человек играющий») выдвигает оригинальную концепцию игры как вида свободной деятельности, как формы происхождения культуры, как обязательного элемента культурной активности, как движущей силы культурного развития. Подчеркивает эстетичность и гармонизующую потенцию деятельного принципа игры.

Создатель психоаналитической теории (психоанализа) Зигмунд Фрейд(1856-1939) - австрийский психиатр, философ, Обосновал метод исследования бессознательного, обнаружил имеющий конфликт между сознательным и бессознательным в человеке. Культура, по Фрейду, с одной стороны, налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизмы охраны этих запретов; с другой — средствами искусства, религии и пр. смягчает тяжесть этих запретов, порождая определенные компенсаторные иллюзии.

Вопрос 7. Какой ученый писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»?

а) П. Сорокин;

б) П. Флоренский;

в) Н. Бердяев.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – П. Флоренский. Павел Флоренский считал, что культура и религия близки по духу, религия соединяет Божее, верное и мирское, духовное и телесное, смысловое и реальное. Культ предстает средоточием культуры. Культурные ценности также происходят от культа. Ядром культа Флоренский называет святыни, которые рассматриваются как первичное творчество человека.

Русско-американский ученый П.А. Сорокин (1889-1968), различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Создал теорию социокультурной динамики. Согласно ей, доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Сорокин считал, что любое социальное явление имеет три аспекта - личность, общество, культуру.

По мнению Н.А. Бердяева, свидетельством близости религии и культуры является символический характер самой культуры. Этот символизм культура унаследовала от культовой символики. Культура представляет символические выражения бытия, культ выступает прообразом осуществленных божественных тайн.

Вопрос 8. Первыми формами религиозных верований являются:

а) Тотемизм, фетишизм, магия, анимизм;

б) Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам);

в) Политеизм (индуизм, синтоизм, античная религия).

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.

Понятие «тотемизм» заимствован из языка индейцев оджибве и означает «его род». Тотемистические верования присущи представителям примитивного рода. Род носит имя какого-нибудь животного или растения: это его «тотем». Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, и чаще всего тех, от наличия или отсутствия которых в ареале зависела жизнедеятельность этих людей.

Понятие «фетишизм» происходит от французского слова, означающего «идол, талисман». Это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет — камень, дерево, перо птицы, зуб зверя, — или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде разнообразных фигурок — идолов, амулетов.

Понятие «анимизм» восходит к латинским словам «душа, дух». Это вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. Анимизм развивался параллельно с тотемизмом. В рамках анимизма формируются культ и вера в возможность существования души после смерти.

Понятие магия (колдовство, чародейство, ворожба) — сакральные ритуальные обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать связь с миром духов, тотемов, предков.

На основе развившейся мифологии возникает политеизм, как вера в существование многих богов. Таковы, например, язычество древних славян, древних греков и римлян, и даже такие современные религии, как индуизм и синтоизм.

Понятие монотеизм – вера в существование одного бога.

Вопрос 9. Какому из этих ученых принадлежит концепция «вызова и ответа», по которой культура возникает и развивается под непосредственным воздействием на общество тех или иных природных или социальных причин?

а) А. Тойнби;

б) Э. Тайлор;

в) Дж. Фрезер.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - А. Тойнби. Арнольд Дж. Тойнби (1889-1975) — английский историк и социолог, общественный деятель, сторонник цивилизационного направления в изучении исто­рии культуры. В своем главном труде, 12-томном «Исследовании истории» («A study of history»), попытался показать своеобразие, закономерности и стадии раз­вития всех известных науке цивилизаций. Тойнби насчитал их сначала 21, а затем сократил это число до 13-ти. По Тойнби, время от времени цивилизации бросается «вызов» со стороны природных или социальных факторов, ставящих ее существование под угрозу. Цивилизация, нашедшая «ответ» на «вызов», может приспособиться к новым условиям и выжить. Не найдя «ответа», она гибнет.

Эдуард Б. Тайлор (1832 – 1917) - английский антрополог и этнограф, представитель эволюционизма. В 1871 году выпустил труд «Первобытная культура». Он не разделял понятия «культура» и «цивилизация», историю культуры рассматривал как процесс эволюции, совершенствования различных ее форм (понятия «культура» и «цивилизация» разделял О. Шпенглер).

Джеймс Дж. Фрезер (1854-1941) — английский этнограф, историк религии, профессор Кембриджского университета. Среди его научных трудов выделяется многотомное исследование «Золотая ветвь», в котором изучены (на примерах религий самых различных народов) религиозные запреты (табу), тотемизм и магические представления. Фрезер был сторонником эволюционной теории развития культуры, основными этапами эволюции которой он считал магию, религию и науку.

Вопрос 10. «Серебряный век» отечественной культуры, это:

а) Появление модернизма и декадентства, расцвет искусства и философии («русский культурный ренессанс», по Н. Бердяеву) в конце XIX – начале XX вв.;

б) Европеизация русской культуры, влияние на ее развитие идей Просвещения (XVIII в.).

в) Время творчества Пушкина, Лермонтова, Кипренского, Венецианова, Глинки и др. в 1-й пол. XIX в.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - появление модернизма и декадентства, расцвет искусства и философии («русский культурный ренессанс», по Н. Бердяеву) в конце XIX – начале XX вв.

Характерными чертами «серебряного века» стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве. В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений.

Вариант «б» относится к эпохе петровских преобразований, что привело к появлению в русской культуре XVIII в. двух противоборствующих тенденций: между «просвещенным» меньшинством (культурной элитой, «цивилизацией») и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой, «почвой»).

Вариант «в» - «золотой век». Как считали древние греки: золотой век – век богов; серебряный век – век героев; железный век – век людей.

Вопрос 1. Художественная культура – как культурологическое понятие …

а) относится только к архитектуре, дизайну, изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

б) относится лишь к сфере духовной культуры;

в) относится к сфере социокультурной жизни, к которой происходит создание и распространение произведений художественного творчества.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - относится к сфере социокультурной жизни, к которой происходит создание и распространение произведений художественного творчества.

М.С. Каган выделяет художественную культуру, «ядром которой является искусство» и его функционирование. В основе художественной культуры лежит деятельность художников-профессионалов. За каждым созданным ими художественным образом скрывается отраженный целый мир материальных предметов, чувств и мировоззренческих идей.

Варианты «а» и «б» отражают лишь одну сторону, характеристику художественной культуры.

Вопрос 2. Какова основная научная идея Л.Н. Гумилёва отражена в трудах «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России» и др.?

а) Влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека;

б) Его книги являются мемуарами историко-литературного характера;

в) Эти труды отражают результаты его научных метеоролого-географических наблюдений.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ -влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека

ГумилевЛев Николаевич (1913-1992) — российский этнолог и историк, представитель позднего евразийства, создатель теории этногенеза (происхождения народов), сын поэта Н.С. Гумилева и поэтессы А.А. Ахматовой. Помимо разработки теории этногенеза, Гумилев занимался изучением культур народов Евразии, Древней Руси, исторических связей русских с кочевыми народами Великой Степи. В основе его концепции категория «этнос».

Под культурой Гумилев понимает совокупность материального производства и традиции. Гумилев пишет, что возникновение, развитие, расцвет и гибель этноса находятся под влиянием трех видов энергии: распада элементов внутри Земли, Солнца и космических сил, от действия которых зависит «пассионарность» этноса. Историческое время существования этноса 1200-1500 лет. В книге «От Руси к России» (стр. 192). Гумилев пишет, что люди не исчезают, они остаются, но входят в состав иных этнических систем, и, следовательно, утрачивают свой язык и культуру.

Вопрос 3. По мнению Н. Данилевского, развитие каких культурно-исторических типов было насильственно прервано?

а) германо-романского;

б) славяно-русского;

в) мексиканского (ацтеки) и перуанского (инки).

Комментарии к тесту:

Правильный ответ -мексиканского (ацтеки) и перуанского (инки)

Н. Данилевский выделял германо-романский, русско-славянский и другие, всего 10 цивилизаций (культур). Отмечал, что вследствие испанского завоевания, не успели совершить своего развития такие культуры, как мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки). В основу выделения локальных цивилизаций Данилевского были положены географические, историко-хронологические и этнические принципы.

Н. Данилевский считал, что в истории XIX века доминируют два культурно-исторических типа: германо-романский (европейский) и славяно-русский.

Вопрос 4. Какому из ученых принадлежат эти строки: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»?

а) П. Сорокин;

б) Н. Рерих;

в) Н. Бердяев.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - Н.А. Бердяев. Он был сторонником цивилизационного подхода, который основан на принципах культурного плюрализма (лат. «pluralis» — «множественный, многообразный») и культурного полицентризма (греч. «poly» — «много»). Согласно этому подходу, существует многообразие культур, которые невозможно выстроить в порядке «высшие - низшие». В основе цивилизационного подхода лежит принцип, по которому каждая цивилизация (иногда их называют и «культурами») рассматривается как аналог целостного живого организма, относительно изолированного от других социумов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Их развитие имеет не линейно-стадиальный, а циклический характер, подобный циклу жизни организма (зарождение, рост, расцвет, старение, гибель).

Русско-американский ученый П.А. Сорокин (1889-1968), различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Создал теорию социокультурной динамики. Согласно ей, доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Сорокин считал, что любое социальное явление имеет три аспекта - личность, общество, культуру.

Н. Рерих рассматривал вопросы, связанные с культурой. Считал, что слово «культура» происходит от слов «культ» — поклонение, почитание и «ур» — «свет», «огонь». То есть культура зародилась как почитание света, культ огня, который был одной из первых форм религиозности, характерной почти для всех народов, и является основой всех религий, всех форм выражения духовной жизни человека.

Вопрос 5. Во второй пол. ХХ в. концепции информационного (постиндустриального) общества разрабатывали:

а) Корпорация «Майкрософт»;

б) американские ученые О. Тофлер, Д. Белл, японский ученый И. Масуда;

в) Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - американскиеученые О. Тофлер, Д. Белл, японский ученый И. Масуда.

В 60-е гг. ХХ в. американский социолог Даниэль Белл разработал концепцию постиндустриального общества, в котором человеческий выбор оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития.

Японский ученый Е. Масуда в 1945 г. предложил идею «информационного» общества. В то время она показалась фантастической, но внедрение новых информационных технологий и прежде всего, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что в настоящее время эта идея отнюдь не является утопичной.

Вопрос о плате человечества за научно-технический прогресс, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной и культурной жизни на сегодняшний день является одним из важнейших для дальнейшей судьбы всей человеческой цивилизации.

Тофлер Олвин (р. 1928) — американский футуролог. Один из виднейших теоретиков постиндустриального, или информационного, общества (общества «третьей волны»). В его футурологической концепции реальности сегодняшнего дня рассматриваются и осмысливаются сквозь призму будущего.

Вопрос 6. Какому понятию соответствует это определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, мифологии, художественного творчества, магии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….

а) синкретизм;

б) синтетизм;

в) семиотика.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – синкретизм. Синкретизм - в широком смысле этого слова - нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств. Самое понятие "синкретизм" было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении. С точки зрения теории синкретизма одинаково ошибочно как построение Гегеля, утверждавшего последовательность: эпос - лирика - драма, так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику.

Синтетизм, сочетание строгого академического начала с трепетной жизненностью, лаконические линии с живописностью тона. Термин часто используется в живописи.

Семиотика -теория, исследующая свойства знаковых систем (систем знаков), каждому из которых придается определенное значение.От лат. - знак. Знак — материальный предмет культуры (явление, событие), выступающий в качестве представителя (заменителя) другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений, информации, знаний

Вопрос 7. Какое значение имело понятие «пайдейя» у древних греков?

а) Воспитанность и образованность, гармоничное развитие человека;

б) Достижение человеком воинских доблестей и славы;

в) Умение слагать стихи и петь их в сопровождении кифары.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - воспитанность и образованность, гармоничное развитие человека.

В «пайдейе» греки видели свое главное отличие от варваров. «Пайдейя» — воспитание, образование. Воспитание личности и гражданина становится жизненно важным, чтобы в рамках полиса не было человека, который бы не принимал участия в его делах,, таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека.

Вопрос 8. В рамках «теоцентрического» подхода «культура» трактуется как:

а) реализация естественных (природных) сил;

б) реализация общественных (социальных) сил;

в) реализация сверхъестественных (сакральных) сил.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - реализация сверхъестественных (сакральных) сил.

В рамках теоцентристского направления культура трактуется как реализация сверхъестественных, божественных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разнообразных формах культовой деятельности: ее подлинным субъектом, носителем считается та или иная религиозная общность: основная черта - сакральность: основная форма бытия символ, основная функция — сигнификационная или символическая

Вариант «а» - натуроцентристскоое направление, культура трактуется как реализация естественных, природных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разнообразных формах биофизических процессов; ее подлинным субъектом, носителем считается та или иная природная общность; основная черта - витальность; основная форма бытия – вещь («артефакт»), основная функция - защитная или жизнеобеспечивающая.

Вариант «б» - социоцентрическое направлении, культура трактуется как реализация общественных, социальных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разнообразных формах трудовой деятельности; ее подлинным субъектом, носителем считается та или иная социальная общность; основная черта — социальность; основная форма бытия — норма; основная функция - нормативная, регулятивная.

Вопрос 9. Кому принадлежат эти слова: «Вера в высший смысл Вселенной является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре»?

а) Н. Данилевский;

б) К. Леонтьев;

в) А. Мень.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – А. Мень. Протоиерей Александр Мень, написавший несколько трудов по философии религии, утверждал, что «вера в высший смысл Вселенной – сегодня, как в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре».

Н.Я. Данилевский, издавший в 1869 году один из главных трудов российской философии культуры — книгу «Россия и Европа». Наряду с обсуждением злободневных тогда международных проблем, в этой книге содержится критика идеи «человечества», которое, по Данилевскому, является отвлеченным понятием и не имеет собственной истории. Исторической реальностью Данилевский объявляет «культурно-исторические типы».

К.Н. Леонтьев, оригинальный мыслитель и талантливый писатель. В отличие от Данилевского, его нельзя отнести к поздним славянофилам, так как Леонтьев подверг многие важнейшие идеи славянофильства резкой критике. Леонтьев с особой силой подчеркивал ограниченность существования любой культуры во времени. В размышлениях Леонтьева много общего с теорией О. Шпенглера, появившейся несколькими десятилетиями спустя. Леонтьев связывал расцвет культуры с ее сложностью, которая предполагает жесткую внутреннюю структуру и строжайшую дисциплину. Их ослабление ведет культуру к упрощению и, затем, к гибели. Культурологические воззрения Леонтьева являлись основой его политического консерватизма.

Вопрос 10. Что означает понятие «поп-культура»?

а) Сленговое название массовой художественной культуры второй пол. ХХ в.;

б) Форму элитарной художественной культуры второй пол. ХIХ в.;

в) Форму церковно-религиозной культуры в эпоху западноевропейского средневековья.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – сленговое название массовой художественной культуры второй пол. ХХ в.

Поп-культура - сленговое название массовой художественной культуры, а китч - ее разновидность. Поп-культура является авторской. Она появилась в сер. XX века, когда СМИ (печать, радио, грамзапись, TВ, магнитофоны, а затем, и компьютеры) распространились в большинстве стран мира, и стали доступны всем слоям населения. Поп-музыка - самый яркий пример массовой культуры. Она доступна людям всех возрастов и слоев населения, независимо от уровня образования. У нее самая широкая аудитория, хотя она и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Образцы поп-музыки, в частности шлягеры, быстро надоедают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры ничего такого не происходит.

К элитарной культуре можно отнести науку, изобразительное искусство, «серьезную» музыку. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: ученые, литературоведы, критики, художники, писатели, артисты академических жанров, завсегдатаи музеев и выставок, театралы и др.

Церковно-религиозная культураисторически вступает в симбиоз с народной культурой, образуя культурный сплав, характеризующий и этнический «менталитет». Церковно-религиозная культура служит интересам господствующих слоев общества, но обращена ко всем слоям населения. Служители культа - профессионалы, в средневековье, например, самые образованные люди общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: