ТЕСТ № 1 9 страница

Накопление и усовершенствование оружия массового поражения было вызвано идейным противостоянием капиталистической и социалистической социальных систем. Кроме угрозы уничтожения человечества в результате применения ядерного оружия, накопление вооружений стало тяжелым бременем для мировой экономики.

Пришедший к власти в СССР в 1985 г. М.С. Горбачев назвал свою концепцию «новое политическое мышление». Рациональный политического диалог, ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Д. Бушем привели к подписанию в декабре 1987 г. Соглашения об уничтожении ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия. От переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации оружия. Затем СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ и ГДР подписали международный договор по которому Германия вновь стала единым государством. Наступило значительное ослабление международной напряженности. Преодоление противостояния сверхдержав сняло остроту угрозы ядерной войны и проблему гонки вооружений. Но еще существует реальная опасность использования военного арсенала различного рода террористическими организациями.

К числу наиболее важных глобальных проблем относятся приближение экологического кризиса, разрыв между богатством наиболее развитых и бедностью развивающихся стран, ограниченность природных запасов, нравственно-духовный кризис. Существует кризис культуры, по словам И. Бестужева-Лады, проблема бескультурья, выступающего под знаменем «контркультуры» со столь же гибельными последствиями для общества.

Острейшей является проблема загрязнения окружающей среды, повышенное содержание в воздухе углекислого газа, создающего парниковый эффект, озоновые «дыры» в атмосфере – все это последствия деятельности человека. И. Бестужев-Лада отметил, что слово «Чернобыль» стало символом надвигающейся экологической катастрофы по радиационному загрязнению окружающей среды.

Мощная хозяйственная деятельность ряда государств действует на экологическую обстановку не только в этих странах, но и далеко за их пределами. Развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства требует резкого увеличения затрат энергии и вызывает возрастающую нагрузку на природу. Загрязнение природы становится необратимым, гибельным для людей.

Обеспечение человечества продовольствием и другими жизненными ресурсами становится так же одним из актуальных вопросов. Это связано с ограниченностью сырьевых запасов и осознанием невозможности бесконечно «выкачивать» из недр полезные ископаемые. Их эксплуатация осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Прирост населения Земли, в основном в развивающихся странах, обостряет эту проблему, придавая ей не только экономический, но и социально-политический характер.

К числу глобальных проблем относят проблему урбанизации - сосредоточения огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах при упадке села; проблему здравоохранения, в рамках которой ставится вопрос об уменьшающихся шансах человечества на выживание вследствие ухудшения генофонда; проблему антиобщественных явлений - наркомании, алкоголизма, преступности, наносящих цивилизации не меньший вред, чем гонка вооружений.

Существует глобальная проблема преодоления разрыва между уровнем развития экономики Севера и Юга - развитых и развивающихся стран. Ликвидация голода, нищеты и неграмотности в развивающихся государствах также является достаточно сложной проблемой. Подавляющее большинство населения в этих странах не имеют нормальных условий жизни. Это создает конфликты, опасные напряжения в международных отношениях. Причинами отставания «бедных» стран от «богатых», являются зависимость их от мирового рынка и его конъюнктуры, перенаселение, большая доля в их экономике аграрного сектора и низкий уровень его технической оснащенности.

При низкой рождаемости в Европе, США и России происходит демографический взрыв. Резкий рост народонаселения в слаборазвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, идет в ХХ в. в геометрической прогрессии. К 2025 г. численность населения уменьшится в регионах, которые принято считать благополучными в демографическом плане: В Африке южнее Сахары, Индонезии, Кампучии, Латинской Америке, Непале, Турции, Филиппинах. Значительное сокращение численности населения произойдет в Восточной Европе, Японии, Италии, Испании, Португалии. Наибольший прирост населения будет в Индии и Китае. Население стран мира будет все больше смещаться в сторону морских и океанских побережий.

Развитие производительных сил и культуры этих стран невозможно без повышения уровня образования всего населения, овладения современными достижениями науки и техники. Но развивающиеся страны не могут должным образом решить эти проблемы. Решение глобальных проблем возможно только в рамках международного сотрудничества.

***

Существует давняя проблема диалога и взаимопонимания цивилизаций «Запада» и «Востока». В современном мире меняется и сам смысл этих понятий. Л.А. Моисеева («История цивилизаций») пишет: «Сегодня «Запад» - это не географическое понятие и даже не понятие капитализма. Это всеобщее определение того хозяйственного, научно-технического и структурно-демократического уровня, без которого немыслимо существование любого истинно современного, освобожденного от докапиталистической архаики общества».

В ХХ в. возникла проблема отношений цивилизаций «Севера» (промышленно-экономически развитых стран), и «Юга», стран, отстающие в этом развитии. Это многие страны Африки, сохраняющие традиционную культуру, Азии – с доминированием религиозных ценностей. В некоторых странах налицо проявление исламского фундаментализма. Политическая, экономическая и культурная экспансия западных стран вызывает там явную неприязнь.

С. Хантингтон считает, что столкновение их интересов в дальнейшем будет доминировать в мировой политике, и может привести к глобальным конфликтам между западным христианством и православием, западной цивилизацией и исламом, православными и мусульманами в Европе и Евразии, между США и Японией, США и Китаем.

Современные политологи, которых больше интересуют экономические и политические проблемы, разница в образе жизни различных стран, говорят о «конфликте цивилизаций» (напр., западной и мусульманской). Культурологи, говоря о процессах взаимодействия разных культур, чаще употребляют термин «конфликт культур», что нередко приводят к их конфронтации.

С 60-х гг. ХХ в. изучением перспектив развития человечества занимается футурология (лат. «futurum» - «будущее»). В ней рассматриваются как перспективы развития человечества в целом (глобальное прогнозирование), так и отдельных сфер общественной жизни (наука, культура, экономика, политика и т. д.).

Наиболее авторитетные исследования по проблемам будущего, глобального моделирования развития общества принадлежат ученым «Римского клуба» - международной организации, созданной в 1963 г. Руководитель Римского клуба А. Печчеи считает, что кризис человечества можно предотвратить не отказом от научно-технического прогресса, а совершенствованием человеческих качеств на основе современного гуманизма - стремления к справедливости, отвращения к насилию. Это даст возможность перейти к новым условиям бытия человека и культуры.

Антиглобализм - общественное движение, главным образом в западноевропейских странах, выступающее против процесса глобализации (прежде всего, экономики). Антиглобалисты не имеют единой идеологии, организованного руководства и представляют собой «сплав» анархистов, левых либералов, бывших коммунистов, радикальных экологов, хиппующих студентов и пр. Выступая против подчинения всего мира интересам ведущих государств, прежде всего США, антиглобалисты используют активные методы выражения этого протеста - от битья стекол, оскорбительных лозунгов и действий до открытых стычек с полицией. Это формирует образ антиглобалистов как хулиганов, угрожающих общественному порядку. Вместе с тем движение антиглобалистов является одним из аспектов проблемы отношений развитых и развивающихся стран, с одной стороны, и проблемы терроризма - с другой.

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Вопрос 1. Кто дал следующее определение – «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»?

а) Дж. Фрезер;

б) Э. Тайлор;

в). Л. Уайт.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – английский антрополог и этнограф Э.Б. Тайлор, представитель эволюционизма. В 1871 году он выпустил труд «Первобытная культура», где и употребил это определение. Он не разделял понятия «культура» и «цивилизация», историю культуры он рассматривал как процесс эволюции, совершенствования различных ее форм (культуру и цивилизацию разделял Шпенглер). Определяя культуру как нечто «целое», Тайлор выделял «общественную и политическую организацию», «промышленность», и др. Знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи соотносил с духовной областью, где немаловажную роль играет культура личности, то есть способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Фрезер Джеймс Джордж (1854-1941) — британский этнограф, историк религии, профессор Кембриджского университета. Создал множество научных трудов, среди которых выделяется многотомное религиоведческое исследование «Золотая ветвь», в котором изучены (на примерах религий самых различных народов) религиозные запреты (табу), тотемизм и магические представления. Фрезер был сторонником эволюционной теории развития культуры, основными этапами эволюции которой он считал магию, религию и науку.

Американский антрополог Лесли Уайтсделал широко известным название науки - «Сulturogy», и благодаря его настойчивости она была включена в 1968 г. в Международную энциклопедию социальных наук.Уайт назвал культурологию принципиально новым путем в изучении культуры - от частных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры.

Вопрос 2. Какие исторические типы культур выделил Освальд Шпенглер?

а) Германо-романский, русско-славянский и др.;

б) Западно-христианский, православно-христианский, исламский, дальневосточный, индуистский.

в) Египетский, индийский, вавилонский, китайский, античный (аполлоновский), арабский (магический), западноевропейский (фаустовский), майя.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - египетский, индийский, вавилонский, китайский, античный (аполлоновский), арабский (магический), западноевропейский (фаустовский), майя.

По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах. Он писал, что каждая культура обладает «собственной душой».Культура (цивилизация) у Шпенглера указывает на форму исторической жизни людей, ограниченную рамками географического пространства и историческими границами какой-либо эпохи. Каждой цивилизации присуще циклическое развитие, исходя из принципа органичности. Цивилизация, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. В основу выделения локальных цивилизаций Шпенглера были положены географические и историко-хронологические принципы.

Германо-романский, русско-славянский и др. выделял Данилевский, всего 10 цивилизаций (культур). Отмечал, что вследствие испанского завоевания, не успели совершить своего развития такие культуры, как мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки). В основу выделения локальных цивилизаций Данилевского были положены географические, историко-хронологические и этнические принципы.

Типы культур, предложенные в варианте «б», выделены в соответствии с религиозной концепцией, которой указанные авторы не придерживались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: