Комплексный характер информационного права

04.10.12

Электронная информация как объект права. Электронные виды носят строгий технологический характер. Электронное сообщение как объект права. Электронное сообщение несет в себе два составляющих.

Информац. Система.


1. Коммуникационные эффект.
2.содержательный, то есть что несет в себе это сообщение.

Правило предоставления телефонных услуг.
Правило предоставления телематических услуг.
Телефонные вызов - это разновидность телефонного сообщения, действия, совершаемые в целях совершения соединения одного оборудования с оборудованием другого абонента.
Кроме телефонного вызова, телефонным сообщением является - телефонное соединение!
Установленное взаимодействие в результате телефонного вызова. Взаимодействие между средствами связи.
Абоненты - субъекты правоотношений.
Предпосылкой информационного права - научно- технический прогресс!!!
Телематическое электронное сообщение- это одно или сколько сообщений электросвязи, которая содержит инфорцию структурированную в соответствии с протоколами обмена. Значит эта информация в телематическом электронном сообщении носит сложную структуру информации.

Телематическое сообщение. В этой структуре содержится звук, текст, видео и фото. И каждое из них передается по разных технологическим условиям передачи. Разные форматы упаковываются в один пакет для более легкой передачи, по этому телепатическое сообщение - это всегда сложная структура.
Следующие электронный объект:
Спам.
Спам предусмотрен в виде объекта права.
1. Спам-это электронное сообщение.
2.Предназначен неопределенному кругу лиц. Автор распространения известен, а те, кому адресованно электронное сообщение- не известен.
3. Распространяется спам вне зависимости от согласия абонента.


Вредоносное программное обеспечение.

Это программное обеспечение, содержащее совокупность упакованное в программу.
Правовые признаки:
- направленность на нарушение законных прав и интересов, они связаны с поиском, хранением, передачей и использование информации.
-информация распространяется без согласия абонента.
Ухудшает характеристику технических средств. Автор этой программы всегда это знает и сознательно хочет нарушить работу этого оборудования.

Правила вытекают из правонарушений.
Особенности использования.
Простая электронная подпись имеет два признака:
Не используются картографические средства, для преобразования.
Не требуется указания в законе для ее использования.
1. Обязательно используются криптографические средства для создания информации (шифрование)
2. Здесь всегда можно установить лицо, которое подписывает электронный документ.
Рассматривает отдельные условия, режимы эл подписи.
Для простой: когда нет прямого запрета на ее использования и когда автор простой подписи самостоятельно подключает для кодирования информации.
Усиленная подпись- закон указывает что для создания документа следует принимать ее, когда требуется письменное создание документа. Когда автор хочет создать договор в эл. Виде.
Когда в законе есть указание на заключение гражданско- правовой сделки для специальных объектов, для которых требуется специальная форма заключения сделок.
Когда используется в документе информация ограниченного доступа в виде тайны.
Признаки информации:
1.Массивность.
2.системность
3.применение ЭВМ
4. Информационная безопасность
ФЗ о персональных данных, ТК - предусматривает ведение без данных, ФИО, год рождения, опыт работы в трудовых сферах, образование, проф деятельность, адрес, квалификация.
ФЗ о связи - ведение базы данных абонента. ФИО, адрес, год рождения, особенности устройства, номер телефона.
Эти сведения являются засекреченной информацией.
Информационные системы:
Корпоративная - участники этой системы составляют определенной круг лиц.

Персональные данные
Государственная тайна
Коммерческая тайна
Служебная тайна и другие виды информации ограниченного доступа - с такой целью устанавливаются системы защиты
ГАС выборы и ГАС правосудия - они всегда имеют системы сложной зашиты при присоединении к общему пользованию систем.
Телекоммуникационная система - только для передачи информации.
Если в сеть интернет включается корпоративная система в которой имеет информация корпоративного доступа то вообще запрещено подключаться к общей сети!!!!!!!

Нормативный Документ: правила оказания услуг телефонной связи
Правила оказания телематических услуг (10 сентября 2007 года)
Особенности подключения федеральных гос. ИС, правитльственное постановление.
Указ президента РФ о мерах обеспечения информационной безопасности!

Информационное право. Понятие и система.

1. Понятие информационного права.

1. - отрасль законодательства

2. - отрасль юридической науки.

3. - Учебная дисциплина

4.- отрасль системы права

Профессор Бачилов давно обосновала необходимость того, что информационное право необходимо рассматривать в комплексе названных структурных аспектов. Применительно к конституционному праву аналогическую идею основали Кокотов и Кукушкин.

Определяя структурные сложности информационного права необходимо выделять не только совокупность ее элементов, но самое главное, интеграцию механизмов правового регулирования.

1 аспект. Информационное право - отрасль законодательства.

ИП Вначале формировалась как комплексная отрасль законодательства, соответственно она включала в себя не только специальные законы и подзаконные нормативные акты, но и отдельные нормы в составе отраслевых законодательных актов, которые регулировали общественные отношения складывающиеся по поводу информации и связанных с нею систем.

Этапы формирования:

1 этап. Начало 1990 -2001 гг. В этот периол были принятые следующие специальные законы инфорционного законодательства:

-Федепальный Закон об информации, информатизации и защите информации принят был в 1995 году.

- Закон РФ о средствах массовой информации, был принят в 1991 году.

- ФЗ о связи, принят 1995 году

- ФЗ о международном информационном обмене был принят в 1996 году, утратил силу в 2006 году.

- ФЗ о рекламе был принят в 1995 году.

Названные законы заложили фундамент в информационное права. Они определяли не только общее положение правового регулирования, но и становились реальными регуляторами конкретных общественных отношений. В области использования средств массовом информации, технических средств связи рекламы и т.д.

Информационное законодательство составляли. Только специальные законы, но и отраслевые законодательные акты:

- Конституция РФ: " Каждый наделен правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В середине 1990 годов был принят целый ряд кодифицированных законодательных актов, в которых были включены нормы о различных формах использования права имеющих информационную природу.

Кроме того были приняты другие нормативных акты, которые регулировали обособленные общественные отношения связанные с информатизацией, информационными ресурсами и защитой информации.

Эти нормы дали начало формированию информационному законодательству, которе стало стремительно развиваться, а нормы информационного права стали приобретать конкретное содержание.

2 этап.

С 2001 года и по сегодняшний день.

В силу активизации информационной политики и формирования предпосылок информационного общества информационное законодательства стало еще более интенсивно развиваться.

Было принято более 10 законодательных актов в информационной сфере, а информация как объект права была включена в состав многих провоотношений. Акты информационного законодательства отнесены законодателями к специальной области законодательства, которой по общероссийскому классификатору правовых актов присвоено специальное наименование: информация и инфортизация. Код в классификаторе: 120.000.

- Динамизм информационного законодательства.

Социальные и экономические развития общества и эволюция правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу различных объектов Информационного характера: кредитные истории, база данных, электронный документ, электронная подпись, информационная система, ИТС.

Сформировали предпосылки информационного права, как адекватная реакция, со стороны правовой системы на развитие информационного общества.

Юридическая наука и практика нормотворчества способствовали созданию множества законов и подзаконных актов, направленных на регулирование информационных- общественных отношений:

- ФЗ об информации, информационных технологиях и зашите информации.

- ФЗ о персональных данных

-ФЗ об электронной подписи

-Была принята новая редакция законов связи

-Была принята новая редакция законов о рекламе

-Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственного органа и органа местного самоуправления

Названные законы продолжают закреплять базовые нормы информационного права, а так же регулируют правоотношения по поводу конкретных обьектов права.

Первый закон:

Закон о СМИ 1991 год.

В ТГП при рассмотрении инфорционного законодательства в позитивистком аспекте считаю информационное законодательство самостоятельной частью системы права и называют эту часть законодательства- информационным правом.

Тема.

Информационное право как наука и учебна дисциплина.

Наука информационного права формирует структурированные научные знания, что значит, они систематизированны в строго логической форму на фундаментальной основе общетеоретической юриспруденции и других областей знаний.

Объектом является закономерности развития информационной действительности:

- закономерности природы информации и ее проявления в правовой сфере

- закономерности правового регулирования общественных отношений в информационной сфере

- закономерности формирования методологических средств познания и Обустройства информационных сфер

-закономерности формирования совершенствования и применения правового законодательства как правовой основы информационного общества

- закономерности формирования правового сознания и правовой культуры в информационной сфере

Предмет науки: конкретные проблемы.

1. Взаимодействие информационного права с другими отраслями права с целью решения задач правового регулирования информационных общественных отношений.

2. Формирование понятийного аппарата информационного права.

3. Проблемы систематизации информационного законодательства.

4. Проблемы содержания права на информацию и его структуру.

5. Проблемы правового статуса субъектов информационных сфер.

6. Проблемы правоприменительной, правоохранительной и судебной деятельности органов государственной власти в информационной сфере

7. Проблемы состава информационных правонарушений

8. Проблемы защиты интересов личности, общества и государства в информационного сфере (информационной безопасности)

9. Проблемы правовой основы информационной деятельности в условиях глобализации (международные аспекты информационного права).

Объектом учебной дисциплины являются наиболее элементарные, то есть, общие знания о правовом регулировании общественных отношений и паровом обеспечении развития информационного общества.

Цели:

- приобретение базовых знаний в информационной сфере и ее правовом обеспечении, а так же навыках и умений по применению норм информационного права.

Соответственно с содержанием, учебная дисциплина информационного права являются наиболее общие знания и умения по содержанию информационном деятельностью, информационного законодательства и практике его применения.

Предметом является: знание и умения по конкретным вопросом.

1. Вопрос понимания сущности информации как категории и объекта права

2. Вопрос специфических особенностей и характера информационных правоотношений. (предмет информационного права)

3. Вопрос комплексной природы и содержания норм права регулирующих информационно-общественные отношения.

4. Вопрос развития системы информационного законодательства и практики его применения.

5. Вопрос правового обеспечения информационной безопасности, в том числе, защиты информации.

6. Вопрос юридической квалификации юридических отношений в информационной сфере.

Различие информационного права как учебной дисциплины и как науки.

1. По объекту и предмету.

Объектом и предметом науки являются закономерности и облемы, то предмет учебной дисциплины это пиобретение базовых знаний в области информационного права, а так же изучение вопросов входящих в содержание таких наиболее общих знаний.

2. По задачам.

Главной задачей науки информационного права является производства новых знаний в области правового обеспечения информационной сферы. Формальный результат производства новый знаний: научная аттестация.

Задачей учебной дисциплины является получение профессиональных знаний и умений, а формальным результатом этого образовательного процесса получение диплома о высшем профессиональном образовании.

3.По содержанию и объему знаний.

Содержание научной деятельности заключается в исследовательском характере науки. Закономерное развитие процесса информационной сферы, содержанием образовательной деятельности является изучение наиболее общих вопросов входящих в состав учебной программы по информационному праву.

Объем исследования научной информации практически не имеет предела. Предмет исследования обычно ограничивается рамками какой то конкретно выбранной темы. Объем учебных знаний имеет свои ограничения, они устанавливаются рамками государственного образовательного стандарта и рамками конкретной учебной программы.

Информационное право как отрасль системы права.

Информационное законодательство, как комплекс норм и нормативных актов является ядром и формой информационного права.

На сегодняшний день имеются все признаки того, что информационное право является отраслью системы права:

1. У ИП есть особый предмет- общественные отношения в информационной сфере.

2. Формируется самостоятельный понятийный аппарат

3. Существует самостоятельная система принципов правового регулирования

4. ИН использует комплексные методы правового регулирования, в частности императивный и диспозитивный и их сочетание.

5. Происходит формирование комплексных правовых режимов. Например режим конфиденциальности информации.

Окончательный вывод о существовании самостоятельности отрасли ИП уже сложился. Главным критерием обособленности является предмет информационного права, то есть общественный отношения складывающиеся по поводу информации. Ни одна из отраслей системы права не выделяет его в качестве главного элемента отраслевой нормативной системы.

Информационно право - это комплексная структурно сложная система знаний в области правового обеспечения информационного общества (наука) и норм регулирующих общественные отношения складывающиеся по поводу информации и связанных с нею систем (отрасль законодательства.

Комплексные отрасли права существует давно и не являются редкостью в системе права. Предметом этих отраслей права являются комплексные межотраслевые системы прав.

В Теории права стала развиваться комплексная система права.

Сторонники комплексной доктрины выделяют объединяющее начало комплексного предмета регулирования отдельных отраслей права.

Объединяющим началом выделением комплексных отраслей права является предмет отраслевого регулирования. Однородность таких правоотношений во многом определяется характером из объекта, т есть уникального блага по поводу которого они возникают, анализируя юридическую ироду новых межотраслевых образований и нормативных массивов Сергей Сергеевич Алексеев в 1981 году сформулировал и обосновала идею первичных и вторичных образований в структуре права. Позднее он развил эту теорию и выявил трехзвенность системы права:

1. Профилирующая или фундаментальная отрасль. (конституционное, гражданское, уголовное право и процессуальная отрасль) Имеют исторические корни и уже сложившуюся систему регулирования, свой предмет принципы и методы.

2. Специальные отрасли (трудовое, земельное, семейное право). Имеют правовые режимы модифицированные и приспособленные к особым сферам жизни.

3. Комплексные отрасли, для них характерно соединение международных институтов профилирующих и специальных отраслей права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: