Тема 13. Политическое сознание и политическая культура

Модуль III.

Дополнительная

Основная

Литература

Контрольные вопросы

1. На какие типы подразделяются партии в зависимости от участия в осуществлении власти?

2. Для чего предназначены политические партии?

3. На какие типы подразделяются партии в зависимости от количества и характера членства?

4. Что является специфическим признаком политической партии, отличающим ее от политического лобби?

5. Какая партийная система относится к неконкурентному типу?

6. Какая из функции политической партии более всего отличает ее от группы интересов?

7. Что отличает политическую партию от политического клана?

8. К какой функции партии относится включение групп в политическую систему?

9. К какой функции партии относится осуществлении пропаганды?

10. На какие группы делятся демократические партии?

11. Какой уровень структуры партии играет главную роль в поддержании связи между остальными?

12.Что относится к управленческой функции партии?

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 1996.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М.,1995.

3. Белов Г.А. Политология: Курс лекций: Учебное пособие. - М., 1997.

4. Введение в политологию: Словарь-справочник / Сост. Купряшин Г.Л.и др. Под ред. В.П.Пугачева. - М, 1996.

5. Ирхин Ю.В. Политология: Учебное пособие. - М., 1996.

6. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для студентов вузов. - М., 1997.

7.Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для студентов юрид. и гуманит. факультетов. -М., 1997.

8. Панарин А.С. Политология: Учебник. - М., 1998.

9. Политические идеологии: Учебное пособие для студентов.- Кемерово, 1997.

1. Политическое сознание. Политическое сознание - это отражение и осознание людьми своего политического бытия: политической действительности, интересов и целей политических сил общества, идей, теорий, воззрений. Безграничное расширение сферы, охватываемой политическим сознанием, ведет к отождествлению последнего с общественным сознанием вообще, в результате чего теряется смысл его выделения. Это равносильно отождествлению политической культуры с духовной культурой вообще.

Для политического сознания характерно преобладание познавательных элементов, хотя оно не сводится только к ним, в то время как политическая культура присутствует в политическом сознании как бы незримо, в виде фактора, влияющего на политическую систему, на формирование социально-политических ценностей, лежащих в основе идеологического и политического выбора и конкретных политических мнений. В этом смысле политическое сознание вроде бы шире понятия политической культуры. но одновременно, правда, в ином контексте политическая культура шире, чем политическое сознание, поскольку первое наличествует даже в тех случаях, когда политическое сознание выражено в слабой степени или вообще отсутствует. Кстати, сам факт отсутствия политического сознания является специфическим проявлением политической культуры, которая в данном случае выступает в пассивной форме. Политическое сознание, таким образом, являет собой лишь один из типов реализации политической культуры наряду с неосознанными реакциями и импульсивными поведенческими актами.

В целом политическое сознание функционирует и самовоспроизводится всегда в определенной политико-культурной среде, но вместе с тем оно есть и условие, и средство воспроизводства политической культуры. В структуре политического сознания выделяют теоретико-научное осмысление политических реалий (политология и другие общественные науки) и эмпирическое, обыденное (чувственное) восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающиеся на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально-психологических установок. Эти уровни органически связаны между собой. Соответственно функциями политического сознания являются: познавательная, объединяющая (коммуникативная), регулятивная, идеологическая, прогностическая и воспитательная.

В политическое сознание включаются и такие компоненты, как нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы, политическая символика.

Политическая символика. Неотъемлемой частью формирования идентичности любой нации и государства являются национально-государственные символы. Некоторые специалисты предлагают поэтому политическую культуру как символическую систему, то есть систему политических символов. Символ (от греч. symbolon) в широком смысле - это образ. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса.

Политическая символика - это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею. К таким символам относятся флаг, герб, гимн.

Одно из центральных мест среди политических символов занимают национальные гимны. Гимн - это торжественная песня, являющаяся официальным символом государственного единства, это музыкальный эквивалент герба или флага страны.

Средства массовой информации. В современных условиях одно из центральных мест среди институтов, участвующих в формировании политической культуры, в процессах политической социализации, принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Нынешние средства массовой информации - это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти (“четвертая власть”). Оперативность и динамичность дают средствам массовой информации возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально-политические ценности.

СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политическом сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе, в первую очередь, для оказания большего влияния на правительство страны, на законодательную и исполнительную власть, руководство партий, политических деятелей, на сам процесс принятия политических решений.

СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс “ввода” информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.

Таким образом, функции средств массовой информации состоят в:

- информировании граждан;

- содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;

- возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;

- мобилизации и формировании общественного мнения.

Общество должно отдавать себе отчет в том, что средства массовой информации, особенно применяющие новые информационные технологии, могут быть использованы для контроля над действиями и мыслями людей. СМИ играют не последнюю роль в подготовке легко управляемого, манипулируемого субъекта политического процесса.

В обществе, еще не консолидированном мировоззренчески, идеологически, политически, одним словом, в расколотом обществе, информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, средством воздействия на человека в целях создания жестко канализированного нормативного сознания. Сильные и хорошо спланированные информационно-политические инъекции в общественное сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся ожиданий граждан.

Информационное манипулирование человеком - это прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального (без революций и контрреволюций) развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру, опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели политического поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: