Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Для анализа постоянных и переменных затрат, их вклада в общие затраты, влияния на выручку и прибыль используют модель равновесного анализа (CVP-анализ, cost – volume – profit). Она основана на определении точки безубыточности, то есть такого объема выпуска продукции, когда фирма уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли.
Уравнение, которое легло в основу равновесного анализа, выглядит следующим образом:
F + v*Q = P*Q, где
F – постоянные затраты,
v– переменные затраты на единицу продукции,
Q – количество изделий,
P- цена одного изделия.
Графический анализ равновесной модели F + v*Q = P*Q представлен на рисунке 7.
Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков предприятия до достижения порога рентабельности, верхний правый треугольник – зоне прибылей.
Каждая следующая единица товара, проданная, начиная с точки безубыточности, будет приносить прибыль. Отметим в этой связи три полезных для финансиста момента.
|
|
Первый. Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при заданных ценах реализации, порог рентабельности, вы получите пороговое (критическое) значение объема производства. Ниже этого количества предприятию производить невыгодно. Минимальный безубыточный объем производства (продаж) в штуках равен выручке в точке нулевой прибыли, деленной на цену товара. Другой простой способ определения порога рентабельности в штуках – разделить общую сумму постоянных затрат на разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции. Эту разницу называют также удельной маржинальной прибылью или величиной покрытия. Последнее название особенно выразительно, поскольку назначение маржинальной прибыли от продажи всех изделий – покрыть общую сумму постоянных затрат. На этом представлении основан еще один графический способ определения точки безубыточности как точки пересечения линии постоянных затрат и линии маржинальной прибыли (рис. 8)
Например, если постоянные затраты, необходимые для функционирования предприятия, составляют 40 000 руб., цена изделия – 100 руб., а переменные затраты на изготовление единицы товара = 60 руб., то нужно изготовить 1000 таких изделий, прежде чем полностью окупятся постоянные затраты и будет достигнута безубыточность всего дела. Лишь начиная с 10001-го изделия, предприниматель начнет получать прибыль.
40000.руб./(100 руб. – 60 руб.) = 1000 шт.
Действительно, на продаже 1 изделия предприятие зарабатывает сверх переменных затрат 40 руб, чтобы отработать 40000 руб. постоянных затрат, нужно продать 1000 шт. изделий.
|
|
Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Естественно, наращивается и масса прибыли. Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой маржи в каждой единице товара:
Третий. Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается вплоть до очередного "скачка" постоянных затрат).
Интересная ситуация складывается при безубыточном объеме продаж. Если прибыль изменяется от 0 до какого либо значения, то процентное изменение прибыли равно бесконечности. Поэтому, при безубыточном объеме продаж значение показателя операционного рычага равно бесконечности.
По мере приближения объема деятельности к безубыточному (к порогу рентабельности) операционный рычаг круто возрастает, при удалении от порога рентабельности – снижается.
Деление затрат на постоянные и переменные удобно для анализа, но несет в себе некоторую условность, так как при значительном изменении объема выпуска продукции произойдет скачкообразное изменение уровня постоянных затрат. Поэтому о постоянстве затрат можно говорить только в краткосрочном периоде, когда действует допущение о неизменности некоторых факторов производства.
Предполагается, например, неизменность основных фондов, а значит стабильность амортизационных затрат, неизменность численности управленческого персонала – а значит стабильность расходов на оплату их труда и т.д.
Выводы CVP-анализа верны лишь в относительно небольшой окрестности точки безубыточности, при неизменных ценах, структуре выпуска и структуре затрат.
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств: Запас финансовой прочности (другое, более выразительное название – «кромка безопасности») может быть выражен в рублях или в штуках. Он показывает, на сколько предприятие может снизить объем своей деятельности без угрозы получения убытков. Более полезным и допускающим сравнения между предприятиями является запас финансовой прочности, рассчитанный в процентах от фактической выручки.
Проблема оптимального размера запаса финансовой прочности (ЗФП) связана с величиной предпринимательского рычага. Если ЗФП слишком маленький, предприятие даже при небольшом изменении выручки может оказаться в убытках. С другой стороны, поддерживать слишком больше значение этого показателя тоже нецелесообразно, потому что по мере удаления от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага уменьшается, и прибыль при наращивании выручки растет все медленнее. Это связано с тем, что постоянные затраты способны сочетаться с переменными в некоторой пропорции, зависящей от отраслевых особенностей и не очень строгой, но существующей вполне определенно. Когда на один и тот же размер постоянных затрат (а это связано с наличием оборудования, площадей, административного персонала) возлагается задача обслуживания все возрастающих объемов переменных затрат (сдельно оплачиваемых работников, увеличения товарооборота), это приводит к снижению эффективности использования переменных затрат. Представьте себе переполненный склад, мастера, за которым закреплены не 5-10, а 50 рабочих, цех или офис, в котором вместо 9 на одно рабочее место приходится 1-2 м2 и т.д. Снижается контроль, нарушается технология, ухудшаются условия труда и хранения материалов и товаров, в результате переменные затраты на единицу изделия начинают понемногу расти. Как только предел сочетания постоянных и переменных затрат достигнут, предприятию необходим скачок постоянных затрат – открыть еще один склад, нанять еще одного мастера и т.д. Однако размеры увеличения постоянных затрат нужно рассчитать так, чтобы не оказаться за порогом рентабельности.
|
|