1. Тема: Психология влияния и манипуляции
2. Аудитория, для которой будет проведено занятие – студенты физико-химического факультета
3. Обоснование (актуальность) выбора темы.
Прежде всего стоит сказать о том, что же такое социальное влияние. Наиболее очевидное определение можно дать исходя из того, что социальное влияние включает в себя процессы, посредством которых люди прямо или косвенно влияют на мысли, чувства и поступки других людей. То есть в процессе социального влияния предполагается такое поведение одного человека, которое в результате меняет то, как другой человек себя ведет или же меняет то, что человек чувствует или думает по отношению к некоему стимулу, к примеру, какому-то определенному продукт, значимой проблеме или действию.
Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в социальную среду, которая воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Общество влияет на людей и их группы, принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил, возлагает на них бесчисленное количество обязанностей. Конечно, от влияния никуда не уйти, поэтому актуальность проблемы влияния несомненна. Но мы можем научиться противостоять влиянию, отстаивать свои позиции, мыслить критически.
|
|
4. Цели обучения (знать, уметь).
1) Ознакомить студентов с основными понятиями и механизмами психологического влияния. Показать различные виды влияния на примере 6 основных принципов влияния Роберта Чалдини и 4 стратагем Аронсона. Показать то, как можно используется влияние на практике.
2) Показать общие правила противостояния влиянию окружающих и обстоятельств, основные принципы защиты от манипуляции.
3) Отдельно более подробно рассказать о межличностном влиянии, а именно о том, как можно использовать различные техники влияния для знакомства с противоположным полом. Рассказать о том, что такое нейролингвистическое программирование (НЛП) на примере некоторых моделей. Также в двух словах рассказать о психологии лжи, и том, как обман используется для влияния и манипуляций.
5. Формы проведения занятия (или цикла занятий) и их последовательность.
2 пары по 90 минут.
6. Граф-схема, включая рабочий план занятия.
1 пара – ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА (начало – теория, потом – что-то близкое к тренингу)
Начинаю с того, что рассказываю о том, что такое влияние, даю несколько определений. Говорю о 6 принципах влияния и о том, где и как они применяются. Прошу привести свои примеры. Говорю о 4 стратагемах влияния Арнсона. Провожу параллели между принципами и стратагемами, вместе с аудиторией ищу общие черты. В двух словах рассказываю о том, что такое НЛП, показываю несколько конкретных техник. (Более подробно – на 2 занятии) Если остается время - говорю о психологии лжи, а именно о том, как можно пытаться читать по мимике собеседника, говорит ли он правду, или врет. (П.Экман)
|
|
2 пара – ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Рассказываю о том, о чем не успел на 1 паре (если вдруг остается что-то важное).
Более подробно раскрываю темы НЛП и психологии лжи. Могу показать небольшое видео на тему. Разбавляю теорию практикой – даю группам разные задания по теме. (Скорее всего часть людей уйдут со 2ой пары, поэтому есть вероятность того, что с групповыми заданиями могут возникнуть проблемы – тогда скорее надо будет просто читать теорию, вовлекая оставшихся людей в диалог)
7. Контрольные вопросы по теме (для учащихся).
В основном большинство вопросов я буду задавать в игровой форме, какие-то вопросы можно оставить “на подумать” – те люди, которые захотят - смогут дать мне ответы потом (не на самих парах) - в перерыве или сразу после занятия (также я оставлю свои контактные данные, на случай если кто-то захочет поговорить о пройденном после занятий)
Именно на знание материала, который я дам, вопросы будут звучать примерно так:
· Что вам больше всего запомнилось, что вам кажется наиболее полезным?
· В каких областях, по-вашему, можно использовать, и используются эти принципы и стратегии влияния? Как бы вы применили или применяете такие знания в своей повседневной жизни?
· Приведите пример вопроса, в котором уже содержится намек на правильный ответ?
· Постройте свою просьбу так, чтобы вам ответили согласием с помощью техник влияния – можно на примере с девушкой. (к межличностному влиянию)
· Как по вашему мнению можно распознать ложь, а также как нужно “правильно врать” – что нужно делать (или не делать), чтобы вашу ложь не раскрыли. = Этот вопрос можно задать до того, как я начну сам рассказывать о психологии лжи (о работах П. Экмана).
8. Список использованной литературы
§ Аронсон Э., Пратканис Э. Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды./СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
§ Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита./ М.: Изд-во МГУ 1997.
§ Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся./ СПб.: Питер, 2007.
§ Паккард В. Тайные манипуляторы./ М.: Смысл, 2004.
§ Горин С. НЛП. Техники россыпью../ СПб.: Питер, 2005.
Список литературы, рекомендуемый для данной аудитории:
Ø Роберт Чалдини – Психология влияния
Ø Пол Экман - Психология лжи
Ø Сайт www.ardor.ru – НЛП, знакомства, “пикап”
Ø Сайт www.nlpr.ru – более подробно о НЛП,
Ø Сайт www.psyly.net/surprise – более подробно о НЛП