Подшипники скольжения.
Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Подшипники воспринимают силы, приложенные к валу (оси), и передают их на корпус машины. В зависимости от вида трения подшипники делят на подшипники скольжения и подшипники качения.
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают:
1) радиальные подшипники;
2) подпятники (упорные подшипники);
3) радиально-упорные подшипники.
Подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств. Основная деталь – вкладыш.
Подшипники бывают разъёмные и неразъёмные.
При большой длине валов и значительных прогибах следует использовать самоустанавливающиеся подшипники.
Достоинства подшипников скольжения:
1) хорошо работают в высокоскоростных приводах;
2) способны воспринимать ударные и вибрационные нагрузки;
3) бесшумность работы;
4) малые радиальные размеры;
5) возможность установки неразъёмных подшипников на деталь сложной конфигурации.
Недостатки подшипников скольжения:
|
|
1) сложность системы смазки;
2) необходимость постоянного контроля;
3) значительные осевые размеры l ≈ (1 ÷ 1,5) · d;
4) повышенные потери на трение в период пуска;
5) большой расход смазочного материала, необходимость его очистки и охлаждения.
Подшипник работает при наличии смазочного материала в зазоре между вкладышем и цапфой.
Смазывание – подведение смазочного материала в зону трения.
Смазка – действие смазочного материала.
Если подшипник не работает – толщина масляной плёнки между вкладышем и цапфой составляет δ ≈ 0,1 мкм. При пуске подшипник работает в режиме пограничной смазки.
Подшипники скольжения, в которых несущий масляный слой создаётся при вращении цапфы, называются гидродинамическими.
В гидростатических подшипниках режим жидкостной смазки создаётся за счёт её принудительной подачи.
Материалы.
Требования:
1) высокая износостойкость и сопротивляемость заеданию в периоды пуска и остановки;
2) сопротивляемость хрупкому разрушению при действии ударных нагрузок;
3) низкий коэффициент трения и высокая теплопроводность.
В подшипнике скольжения изнашиваться должен вкладыш, а не цапфа.
Вкладыши бывают металлическими, металлокерамическими и неметаллическими.
Металлические вкладыши.
Бронза → при средних скоростях и высоких нагрузках:
Бр011Ф1;
БрА9ЖЗЛ – алюминистые бронзы;
БрС30 – свинцовые бронзы.
Для вкладышей применяют баббит на основе олова и свинца.
Чугунные вкладыши: АЧС-1 – антифрикционный чугун.
Металлокерамические вкладыши.
Их изготавливают спеканием в печах порошков железа, меди, графита, олова, свинца.
|
|
Неметаллические вкладыши: пластмассы (капрон), пластики, резины.
Условный расчёт подшипников скольжения.
Критерии работоспособности.
Износостойкость – сопротивление изнашиванию и заеданию.
Расчёт проводят по среднему давлению р на рабочих поверхностях и удельной работе сил трения pV (где V – окружная скорость движения).
Расчёт по рсредн обеспечивает необходимую износостойкость.
Расчёт по pV обеспечивает требуемый тепловой режим и отсутствие заеданий.
, где
Rr – радиальная опорная реакция;
А – площадь проекции цапфы на диаметральную плоскость.
Для обеспечения жидкостной смазки необходимо обеспечить следующие условия:
1) зазор между деталями должен быть требуемого размера; обычно применяют следующие посадки: H7/f7; H8/c8; H8/d9;
2) масло необходимой вязкости должно заполнять зазор и непрерывно пополняться;
3) частота вращения должна обеспечивать создание подъёмной силы в клиновом зазоре;
4) смазочный материал должен полностью разделять трущиеся поверхности.
h = K · (δ1 + δ2), где
К(≥2) – коэффициент запаса толщины масляного слоя;
δ1; δ2 – максимальная высота микронеровностей цапфы и впадины.
Как правило, температура подшипника скольжения не должна превышать 60-70°С.