Понимание сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и системой целей, концепцией жизненного цикла организаций, включая все стадии развития, основными элементами организационной культуры.
В ходе эволюции организационной мысли и в соответствии с различными подходами ученых к решению вопроса построения оптимальной структуры организации выделяются:
ü универсальные теории - обосновывающие единственный рациональный способ построения организации;
ü ситуационные теории - основывающиеся на позиции существования различных структур, являющихся оптимальными в определенных условиях.
Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.
Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации и включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений.
|
|
Формализация - заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников.
Организации стремятся к формализации своей структуры. Формальная структура организации предусматривает жесткую стандартизацию организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами и подразделениями (формальный кодекс поведения, включающий в себя систему санкций за нарушение установленных норм, иерархическая система ролей и статусов, система мотивации, управленческий контроль, система вертикальных коммуникаций). Неформальная организация основана на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или уровне первичных социальных групп, не включенных в иерархические формальные связи. При этом для членов организации в системе неформальных связей характерны иные ценностные ориентации, чем в формальной структуре. Ориентация не на статус и выполнение функций, а главным образом на личностные качества и знания.
Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.
Сложность структуры определяется такими параметрами, как дифференциация и интеграция. Дифференциация характеризует разнородность организации, ее многофункциональность, многообразие различных целей. Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализированных структурных подразделений. Вертикальная дифференциация отражает глубину организационной иерархии и характеризуется количеством уровней управления. Высокая степень вертикальной дифференциации свидетельствует о тенденции минимизации количества подчиненных у руководителей низового звена и создании большого числа уровней контроля. Низкая степень вертикальной дифференциации, в основном присущая малым организациям, в крупных организациях характеризует слабый управленческий контроль. Отсутствие сильного управленческого контроля может компенсироваться высокой степенью самоконтроля персонала. Степень вертикальной дифференциации определяется объемом управления (количество подчиненных, находящихся под контролем одного руководителя).
|
|
Пространственная дифференциация характеризует степень разделения структурных подразделений организации. Низкая степень пространственной дифференциации свидетельствует о концентрации ресурсов, высокая - о значительной территориальной распределенности ресурсов, для крупной организации - о сфере регионального влияния. С увеличением степени пространственной дифференциации возрастает функциональная автономия обособленных структурных подразделений и снижается степень контроля со стороны центральных органов управления. В связи с этим в крупных структурах необходимо уделять внимание координации деятельности автономных структурных подразделений и распределению ресурсов между ними.
Интеграция характеризует степень взаимосвязанности между отдельными структурными подразделениями и единицами по количеству взаимосвязей, нормативной основе (прочности) интеграционных связей (жесткие формальные связи и нормы взаимоотношений, неофициальные связи и неформальное лидерство), характеру интеграционных связей (на основе власти и подчинения, материальной взаимозависимости, информационного обмена, культурной интеграции, личных отношений).
Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.
Выделяются два направления формирования рациональной структуры организации:
1. Рационализация структуры в рамках данного компонентного состава. Имеет место, когда компонентный состав является наилучшим для реализации цели данной организации или
когда его трудно изменить. Состав в этом случае является исходным, а структура – производной от него.
2. Рационализация структуры за пределами существующего компонентного состава. Наблюдается в том случае, если это является целесообразным для функционирования организации. Состав и структура организации определяются исходя из установленных целей, функционального назначения и условий деятельности организации.