Принципы построения структур

Понимание сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и систе­мой целей, концепцией жизненного цикла организаций, включая все стадии развития, основными элементами организационной культуры.

В ходе эволюции организационной мысли и в соответст­вии с различными подходами ученых к решению вопроса построе­ния оптимальной структуры организации выделяются:

ü универсальные теории - обосновывающие единственный рациональный способ построения организации;

ü ситуационные теории - основывающиеся на позиции сущест­вования различных структур, являющихся оптимальными в определенных условиях.

Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации и включает уровень специализации или раз­деления труда, количество уровней в иерархии организации и сте­пень территориального распределения подразделений.

Формализация - заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников.

Организации стремятся к формализации своей структуры. Формальная структура организации предусматривает жесткую стандартизацию организационных норм и отношений между от­дельными структурными единицами и подразделениями (фор­мальный кодекс поведения, включающий в себя систему санкций за нарушение установленных норм, иерархическая система ролей и статусов, система мотивации, управленческий контроль, система вертикальных коммуникаций). Неформальная организация основа­на на системе социальных обменов, осуществляемых на межлично­стном уровне или уровне первичных социальных групп, не вклю­ченных в иерархические формальные связи. При этом для членов организации в системе неформальных связей характерны иные ценностные ориентации, чем в формальной структуре. Ориентация не на статус и выполнение функций, а главным образом на лично­стные качества и знания.

Соотношение централизации и децентрализации определяет­ся уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управ­ленческие решения. Принятое соотношение централизации и де­централизации определяет характер и тип устанавливаемой органи­зационной структуры управления.

Сложность структуры определяется такими параметрами, как дифференциация и интеграция. Дифференциация характеризует разнородность организации, ее многофункциональность, многооб­разие различных целей. Горизонтальная дифференциация показы­вает степень разделения труда в организации, наличие специализи­рованных структурных подразделений. Вертикальная дифферен­циация отражает глубину организационной иерархии и характери­зуется количеством уровней управления. Высокая степень верти­кальной дифференциации свидетельствует о тенденции минимиза­ции количества подчиненных у руководителей низового звена и создании большого числа уровней контроля. Низкая степень верти­кальной дифференциации, в основном присущая малым организа­циям, в крупных организациях характеризует слабый управленче­ский контроль. Отсутствие сильного управленческого контроля мо­жет компенсироваться высокой степенью самоконтроля персонала. Степень вертикальной дифференциации определяется объемом управления (количество подчиненных, находящихся под контролем одного руководителя).

Пространственная дифференциация характеризует степень разделения структурных подразделений органи­зации. Низкая степень пространственной дифференциации свиде­тельствует о концентрации ресурсов, высокая - о значительной тер­риториальной распределенности ресурсов, для крупной организа­ции - о сфере регионального влияния. С увеличением степени про­странственной дифференциации возрастает функциональная авто­номия обособленных структурных подразделений и снижается сте­пень контроля со стороны центральных органов управления. В связи с этим в крупных структурах необходимо уделять внимание коор­динации деятельности автономных структурных подразделений и распределению ресурсов между ними.

Интеграция характеризует степень взаимосвязанности между отдельными структурными подразделениями и единицами по ко­личеству взаимосвязей, нормативной основе (прочности) интегра­ционных связей (жесткие формальные связи и нормы взаимоотно­шений, неофициальные связи и неформальное лидерство), характе­ру интеграционных связей (на основе власти и подчинения, матери­альной взаимозависимости, информационного обмена, культурной интеграции, личных отношений).

Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, фор­мальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.

Выделяются два направления формирования рациональной структуры организации:

1. Рационализация структуры в рамках данного компонентного состава. Имеет место, когда компонентный состав является наилучшим для реализации цели данной организации или
когда его трудно изменить. Состав в этом случае является исходным, а структура – производной от него.

2. Рационализация структуры за пределами существующего компонентного состава. Наблюдается в том случае, если это является целесообразным для функционирования организации. Состав и структура организации определяются исходя из установленных целей, функционального назначения и усло­вий деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: