Налоговый учет и контроль

Первичной формой налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах. Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахожде­ния (по юридическому адресу организации, ее обособленного подразделения), а физические лица — по месту жительства. Налоговому учету подлежат также налогооблагаемое имуще­ство и транспортные средства налогоплательщиков, которые учитываются по месту нахождения. Местом нахождения иму­щества признается:

1) для недвижимого имущества — место фактического нахождения этого имущества;

2) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахожде­ния (жительства) их собственника;

3) для прочих транспортных средств — место нахожде­ния (жительства) их собственника.

Заявление о постановке на учет организации и физи­ческие лица — предприниматели подают в налоговый орган в течение 10 дней со дня их государственной регистрации. Заявление о постановке на учет филиала организации по­дается по месту его нахождения в течение месяца с его создания.

Организация также обязана стать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества или транспорт­ных средств, подлежащих налогообложению, в течение 30 дней со дня их государственной регистрации.

При постановке на учет сведения о каждом налогопла­тельщике вносятся в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), и ему в установ­ленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на учет, порядкового номера налогоплательщи­ка и контрольного числа. Поскольку Налоговым кодексом предусмотрена постанов­ка на учет не только по месту нахождения организации (ме­сту жительства физического лица), но и по месту нахожде­ния филиалов и представительств, налогооблагаемого иму­щества и т. д., а ИНН при этом может быть присвоен только один, во избежание путаницы введен код причины постановки на учет (КПП). КПП представляет собой девятизнач­ный код, включающий:

♦ код налоговой инспекции, поставившей на учет орга­низацию, ее филиал, недвижимость или транспортное средство;

♦ код причины постановки на учет (например, код 08 — до месту нахождения имущества; код 16 — по месту нахождения транспортных средств и т. д.);

♦ порядковый номер постановки на учет по соответству­ющей причине,

В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, либо прекращения деятельности предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявле­нию налогоплательщика, подаваемому в течение 3 дней со дня принятия решения о ликвидации. Снятие с налогового учета производится только после проведения проверки пол­ноты и правильности уплаты налогов и сборов ликвидируе­мым предприятием. В дальнейшем налоговые органы обес­печивают контроль недопущения повторного присвоения ИНН другим налогоплательщикам.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговый контроль осуществляется в форме проведения налоговых проверок.

В настоящее время налоговые органы проводят множе­ство видов налоговых проверок, в т. ч.:

♦ документальные и фактические;

♦ полные и частичные;

♦ первичные, повторные (дополнительные), встречные;

♦ камеральные и выездные;

♦ плановые и внезапные.

Документальная проверка проводится в основном пу­тем анализа отчетных и бухгалтерских документов налого­плательщика непосредственно в налоговом органе. Однако при значительном документообороте производятся выезды на предприятие, т. е. до месту проведения проверки (каме­ральной).

Фактическая проверка предполагает использование ме­тодов контроля не только с изучением документов, но и с получением объяснений проверяемых лиц, с обследованием помещений, используемых для извлечения доходов, факти­ческими замерами, инвентаризацией.

В зависимости от объема проверки подразделяются на полные (комплексные) и частичные (тематические). Полные связаны с изучением и оценкой уплаты всех налогов, час­тичные — конкретных налогов.

Проверки могут быть:

♦ первичными (когда документы проверяются впервые);

♦ повторными (если выводы первичной поставлены под сомнение);

♦ дополнительными (при установлении обстоятельств, не вскрытых предыдущими проверками).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговой провер­кой могут быть охвачены только три календарных года деятель­ности налогоплательщика, предшествующие году проведения проверки. Запрещается проведение повторных проверок за уже проверенный налоговый период за исключением случаев, когда такая проверка проводится в соответствии с реорганизацией или ликвидацией предприятия — налогоплательщика или вышесто­ящим налоговым органом в порядке контроля деятельности ни­жестоящего налогового органа, проводившего проверку.

По результатам проверки налого­плательщика должностное лицо (лица) налоговой инспекции составляет акт, в котором отражаются основные характеристики предприятия, факты выявленных нарушений налогового законодательства, ошибок в бухгалтерском учете, а также по­рядка представления документов налоговым органам. При обнаружении занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, помимо подробного описания этих наруше­ний, к актам проверки прилагаются соответствующие изъятые документы, о чем в актах делается специальная запись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: