Первичной формой налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах. Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (по юридическому адресу организации, ее обособленного подразделения), а физические лица — по месту жительства. Налоговому учету подлежат также налогооблагаемое имущество и транспортные средства налогоплательщиков, которые учитываются по месту нахождения. Местом нахождения имущества признается:
1) для недвижимого имущества — место фактического нахождения этого имущества;
2) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) их собственника;
3) для прочих транспортных средств — место нахождения (жительства) их собственника.
Заявление о постановке на учет организации и физические лица — предприниматели подают в налоговый орган в течение 10 дней со дня их государственной регистрации. Заявление о постановке на учет филиала организации подается по месту его нахождения в течение месяца с его создания.
|
|
Организация также обязана стать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, в течение 30 дней со дня их государственной регистрации.
При постановке на учет сведения о каждом налогоплательщике вносятся в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. Поскольку Налоговым кодексом предусмотрена постановка на учет не только по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), но и по месту нахождения филиалов и представительств, налогооблагаемого имущества и т. д., а ИНН при этом может быть присвоен только один, во избежание путаницы введен код причины постановки на учет (КПП). КПП представляет собой девятизначный код, включающий:
♦ код налоговой инспекции, поставившей на учет организацию, ее филиал, недвижимость или транспортное средство;
♦ код причины постановки на учет (например, код 08 — до месту нахождения имущества; код 16 — по месту нахождения транспортных средств и т. д.);
♦ порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине,
В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, либо прекращения деятельности предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, подаваемому в течение 3 дней со дня принятия решения о ликвидации. Снятие с налогового учета производится только после проведения проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов ликвидируемым предприятием. В дальнейшем налоговые органы обеспечивают контроль недопущения повторного присвоения ИНН другим налогоплательщикам.
|
|
В соответствии с Налоговым кодексом налоговый контроль осуществляется в форме проведения налоговых проверок.
В настоящее время налоговые органы проводят множество видов налоговых проверок, в т. ч.:
♦ документальные и фактические;
♦ полные и частичные;
♦ первичные, повторные (дополнительные), встречные;
♦ камеральные и выездные;
♦ плановые и внезапные.
Документальная проверка проводится в основном путем анализа отчетных и бухгалтерских документов налогоплательщика непосредственно в налоговом органе. Однако при значительном документообороте производятся выезды на предприятие, т. е. до месту проведения проверки (камеральной).
Фактическая проверка предполагает использование методов контроля не только с изучением документов, но и с получением объяснений проверяемых лиц, с обследованием помещений, используемых для извлечения доходов, фактическими замерами, инвентаризацией.
В зависимости от объема проверки подразделяются на полные (комплексные) и частичные (тематические). Полные связаны с изучением и оценкой уплаты всех налогов, частичные — конкретных налогов.
Проверки могут быть:
♦ первичными (когда документы проверяются впервые);
♦ повторными (если выводы первичной поставлены под сомнение);
♦ дополнительными (при установлении обстоятельств, не вскрытых предыдущими проверками).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующие году проведения проверки. Запрещается проведение повторных проверок за уже проверенный налоговый период за исключением случаев, когда такая проверка проводится в соответствии с реорганизацией или ликвидацией предприятия — налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего проверку.
По результатам проверки налогоплательщика должностное лицо (лица) налоговой инспекции составляет акт, в котором отражаются основные характеристики предприятия, факты выявленных нарушений налогового законодательства, ошибок в бухгалтерском учете, а также порядка представления документов налоговым органам. При обнаружении занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, помимо подробного описания этих нарушений, к актам проверки прилагаются соответствующие изъятые документы, о чем в актах делается специальная запись.