Работа с претензиями по экспортной сделке

При четком проведении экспортной операции ко взаимному удовлетворению сторон контракта от иностранного Покупателя не поступает каких-либо претензий (рекламаций). Однако в реальности иностранные контрагенты нередко предъявляют российским продавцам претензии еще до поставки товара и особенно после поставки, в результате чего российская сторона может нести крупные убытки.

Иностранный Покупатель может предъявить претензии:

- за просрочку поставки;

- по количеству и качеству товара;

- за несвоевременное уведомление о готовности товара к отгрузке или испытанию;

- при несвоевременном извещении о произведенной отгрузке и т.д.

Продавец, получивший претензию, должен без промедления (в пределах указанного в контракте срока) рассмотреть ее, определить степень ее обоснованности и дать ответ по существу. Если Продавец найдет основания для отклонения претензии, его ответ об отклонении (непризнании) претензии должен быть обстоятельно мотивирован.

Обоснованная претензия подлежит удовлетворению, причем претензия может быть удовлетворена полностью или частично.

Частичное удовлетворение претензии обычно предлагается другой стороне в качестве компромиссного решения конфликта. Такое решение должно быть подтверждено обеими сторонами контракта.

Сторона, признавшая претензию, своевременно информирует об этом другую сторону во избежание нежелательной передачи спора на рассмотрение в третейский суд (арбитраж). В ответе об удовлетворении претензии следует указать конкретный способ ее удовлетворения (перевод определенной суммы в соответствующий банк, зачет при выставлении очередного счета и т.д.).

При получении рекламаций, особенно когда они поступают в массовом количестве, российскому Продавцу необходимо выявить их причины и принять действенные меры к устранению таковых в дальнейшем.

Хотя основной поток претензий движется обычно от Покупателя к Продавцу, в определенных случаях российский Продавец также вправе предъявить претензии иностранному Покупателю. Например, это может случиться, если Покупатель задерживает оплату товара, в том числе выставление аккредитива или платежной гарантии, а также не обеспечивает надлежащую подачу транспортных средств или несвоевременно извещает об их подаче.

Претензионная работа значительно усложняется, когда стороны контракта не могут придти к взаимоприемлемому решению дружественным путем, и дело передается на рассмотрение в арбитраж. В тех случаях, когда арбитражное разбирательство предусмотрено за рубежом, может потребоваться составление необходимых документов на иностранном языке. Кроме того, возникают непредвиденные расходы на ведение самого арбитражного дела, а также на командирование представителей российской стороны для участия в арбитражном процессе.

По завершении экспортной операции, подводя ее итоги, полезно всесторонне проанализировать достигнутые результаты, критически оценить допущенные ошибки и просчеты и наметить пути повышения эффективности последующих экспортных сделок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: