Отгрузка и транспортировка экспортного товара

В большинстве случаев Продавцу приходится заботиться и об отгрузке товаров в адрес иностранного Покупателя. Грузоотправитель должен своевременно выдать соответствующим транспортным организациям заявку (заказ) на ж/д вагоны, автотранспорт или иные транспортные средства для перевозки экспортного груза и обеспечить отгрузку товара из пункта отправления, как правило, своими силами и средствами.

В зависимости от способа перевозки и вида транспорта оформляется тот или иной транспортный документ. Все транспортные документы заполняются на бланках унифицированных форм, принятых в международной торговле и применяемых отечественными транспортными организациями.

Предусмотренные экспортным контрактом документы отправляются с грузом, и отдельно комплект документов отсылается в адрес иностранного Покупателя. Грузоотправитель, отгрузив товар со своего предприятия (склада) ж/д, автомобильным или иным видом транспорта, обязан безотлагательно направить российскому Экспортеру – Продавцу экспортного товара и в необходимых случаях – экспедитору в погранпункте или непосредственно иностранному Покупателю извещение о произведенной погрузке.

Наиболее сложной представляется работа по транспортировке товара различными видами транспорта с перевалками. Особенно это касается российских предприятий, расположенных в глубине континента, которые сначала отправляют товар по ж/д до выходного порта России, а затем в порту осуществляется погрузка товара на морское судно, перевозящее товар до иностранного порта страны Покупателя.

При таких транспортных операциях российский Продавец должен заблаговременно направить своему экспедитору в порту погрузки поручение на отгрузку экспортного товара морем. Оно должно содержать:

- инструкции по перевалке и отгрузке товара;

- инструкции по внесению необходимых сведений в коносамент;

- инструкции по оформлению других документов в порту, а также их рассылку, как предусмотрено экспортным контрактом.

Продавец обеспечивает завоз определенной партии товара в порт погрузки накануне подачи судна, закрепленного под перевозку этой партии. Следует учитывать, что в случае опоздания поступления товара в порт продавцу придется платить штраф за простой судна (демередж) или, что еще хуже, за неиспользование тоннажа (мертвый фрахт). А если товар прибывает в порт задолго до прихода судна, Продавец несет непроизводительные расходы за хранение товара в порту. При нехватке складских помещений в порту товар остается невыгруженным в ж/д вагонах, и тогда ж/д взыскивает штраф за простой вагонов.

При морских перевозках российский Продавец действует по-разному в зависимости от базисных условий поставки – ФОБ. ФАС, СФР или СИФ. При поставках на условиях ФОБ порт России Продавец заботится о своевременном получении от иностранного Покупателя извещения о закреплении и подаче тоннажа. На основании этой информации рассчитывается срок завоза товара в порт и дается соответствующее указание грузоотправителю об отгрузке товара с предприятия-изготовителя.

При базисе поставки СИФ и СФР иностранный порт Продавец сам фрахтует тоннаж. Для этого требуется заблаговременно выдать отечественному или иностранному судовладельцу (или его агенту) поручение на фрахтование тоннажа (ордер). После закрепления тоннажа Продавец извещает иностранного Покупателя о номинировании судна и ожидаемой дате отгрузки товара из порта. При наличии информации об ожидаемом сроке прибытия судна с грузом в порт назначения такая информация по возможности также сообщается Покупателю.

Перевалка товара на судно в порту погрузки осуществляется силами порта. По окончании погрузки и оформлении коносамента Продавец (или по его поручению экспедитор) извещает Покупателя о произведенной отгрузке. Извещение об отгрузке товара с указанием необходимых данных обязательно отправляется Покупателю при отгрузке любым видом транспорта.

Если по условиям экспортного контракта в обязанности Продавца входит страхование товара в пути следования до места назначения (СИФ и СИП), российский Продавец должен надлежащим образом застраховать товар и представить Покупателю страховой документ. Конечно, в интересах Продавца застраховать товар в пути также при базисных условиях ДАФ, ДДУ, ДДП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: