Скульптура
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ[14]. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображен в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу 6 в. до н.э. греческие скульпторы научились преодолевать статичность.
Искусство вазовой росписи свидетельствует о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.
|
|
Стиль искусства вазовой росписи 7 в. до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В 6 в.до н.э. появляется чернофигурная вазопись. Широко известны вазы, расписанные мастером Эксекием на мифологические сюжеты: «Аякс и Ахилл».
В середине 6 в. до н.э. появился стиль к раснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне – это дало простор для более тщательной разработки деталей (наиболее известные мастера – Эвтимид и Эвфроний). Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства.
Высокая классика
Высшей экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине 5 в. до н.э., при Перикле.
В начале 5 в.до н.э. центр тяжести культурного мира переместился в Афины. Правители Афин стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады.
Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины 5 в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании - экклесии, обладавшем высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность посещать театр. Малоимущим из казны выплачивали театральные деньги – теорикон –два обола [15] на посещение театра. В Афинах существовала и развития система образования: дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, математика, музыка. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности. В Афины 5 в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.
|
|