Что нового Вы узнали об оформлении прямой речи?

Повторите правила пунктуации при цитировании.

Если авторские слова содержат два разных глагола, относящихся к разным частям прямой речи, то после авторских слов, при сохранении всех прочих условий, ставится двоеточие и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Учитель – это не тот человек, который тебя учит, – говорил М.А. Светлов и пояснял: – Это тот человек, который помогает тебе стать самим собой». Весьма современна мысль О.Генри «Дело не в том, какую дорогу мы выбираем, а в том, что заставляет нас выбирать эту дорогу», она помогает читателю задуматься над причинами его поступков.

Иногда слова автора могут разрываться прямой речью. В таком случае следует руководствоваться правилами пунктуации, которые в школе не изучались.

Если прямая речь разрывает авторские слова, то перед ней ставится двоеточие, а после нее запятая (по условиям контекста) или тире, если на месте разрыва не должно быть знака. Например: Слова Пикассо: «Художнику надо потратить много времени, чтобы стать наконец молодым» – имеют глубокий смысл.

В прямую речь включается тот знак (он ставится до закрывающих кавычек), который должен был стоять в конце ее, кроме точки, далее, после кавычек, ставится знак, отделяющий авторские слова от прямой речи: тире, если она имеется в авторских словах (проверить это можно, опустив прямую речь). Сравните:

Процитировав Анну Ахматову: «Зачем вы отравили воду и с грязью мой смешали хлеб…», она ушла.

Процитировав, она ушла.

Она процитировала Анну Ахматову «Зачем вы отравили воду и с грязью мой смешали хлеб…» – и ушла.

Она процитировала и ушла.

Пропуски в цитатах обозначаются обычным знаком – многоточием, включенным в «закавыченный» текст. А.Н. Островский, высоко оценивая языковое мастерство Пушкина, писал: «Он… завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским».

Цитата с пропуском в начале начинается либо с прописной буквы (если стоит перед авторскими словами), либо со строчной (если стоит после авторских слов). Ср.: Б. Шоу сказал «…есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», и только один способ это написать».

«…Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", и только один способ это написать», – сказал Б. Шоу.

Если цитата, не являющаяся самостоятельным предложением, имеет в конце многоточие, то оно предшествует закрывающей кавычке, а после кавычки ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом. Например: Однажды А. Франс заметил, что «словарь – это вселенная, уложенная в алфавитном порядке…».

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки. Например: «Совести болеть положено. В ней, в боли ее, – жизнь нашего духа, созидание нравственности. Всегда невиновен, значит, нездоров многолетно. Не отягощать себя виной, а озадачивать ею» (Попцов О.).

Задание 2. Расставьте знаки препинания, где необходимо, замените строчные буквы прописными.

1. Автор статьи указывает что в золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как “Война и мир”.

2. Язык отмечал А.П. Чехов должен быть прост и изящен.

3. …поэзию можно разделить на два так сказать отдела на идеальную и реальную писал Белинский.

4. Искусство по мнению Чернышевского только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…

5. Н.А. Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно.

6. Великий русский критик указывал для истинного художника где жизнь там и поэзия.

Задание 3. Найдите в любом тексте по Вашей специальности (или педагогическом) три цитаты разных типов; определите их функцию, укажите их структурные типы.

Задание 4. Подберите цитаты, соответствующие следующим схемам и конструкциям:

По мнению (утверждению) N., … Интересна точка зрения N. (на что? о чем?)… Приведем высказывание N. … Подтвердим наши выводы положением из работы N. … Позиция N. выражена следующим образом Это очевидно из цитаты … Для подтверждения своей мысли процитирую N. … А: “Ц”. “Ц”, – а. “Ц, – а, – ц”. “Ц, – а. – Ц”. А, что “ц”. А: “Ц”, а. “Ц, – а, – ц“. “Ц! – а. – Ц“. А: “Ц” – а.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: