Прием балансовой увязки

Заключение

Рис. 4. Этапы возникновения паники

Слово «паника» происходит от имени Пана, греческого бога пастухов. Пастухи часто становились свидетелями того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, полностью выйдя из-под контроля, бросались в воду, в огонь или животные одно за другим прыгали в пропасть.

В самом общем определении паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», «гипобулической реакцией», т.е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Факторы возникновения массовой паники:

1. Социальные факторы — общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы — усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение, снижающие уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становится затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

3. Общепсихологические факторы — неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.

Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усредненный» сценарий. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации — молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками — односложными фразами («Пожар!» Танки!») или междометиями, — выражением лиц и суетливыми телодвижениями.

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительном, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты — женские или детские крики — в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.

Одним из главных условий предотвращения паники (появления спасающейся толпы) является четкая организация управления в экстремальных условиях: громкая команда, указание направления движения и т.п.

Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слухи — это сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Почему же на изучение феномена слухов тратится столько сил и средств? Важность такой работы, по мнению А. П. Назаретяна, обусловлена тремя обстоятельствами.

(1) Слухи — валидный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, к средствам массовой информации и т.д. Особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены. Но даже при самой либеральной и благоприятной обстановке анализ циркулирующих в обществе слухов существенно дополняет картину, складывающуюся на основании более традиционных и, как правило, более опосредованных методов. Ибо люди не всегда склонны и готовы откровенно делиться своими мнениями и не всегда отчетливо осознают свое настроение и отношение к политическим событиям.

(2) Слухи часто служат катализатором социально-политических настроений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.

(3) Циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий. Таким образом, оперирование слухами — это дополнительный инструмент политического влияния.

При изучении слухов используются различные основания клас­сификации.

По территориальному признаку:

- локальные;

- региональные;

- национальные;

- межнациональные.

По информационному признаку:

- абсолютно недостоверные;

- недостоверные с элементами правдоподобия;

- правдоподобные.

По экспрессивному признаку:

- слухи-пугало;

- слухи-желание;

- агрессивные слухи.

По характеру формирования:

- стихийные;

- умышленно фабрикуемые.

1. По экспрессивному параметру различают три типа: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.

Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, террористический акт, война и т.д.) и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула слуха-пугала — грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.

Здесь опять-таки отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или в неразумных количествах, а в результате действительно искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене. В последних эпизодах уже просматриваются оттенки третьего типа — агрессивных слухов. Иногда агрессивный оттенок выпячивается более отчетливо.

Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-то группе или личности.

Задача квалификации слуха по экспрессивному параметру не так элементарна, как может показаться на первый взгляд, а квалификационная ошибка часто влечет за собой ошибку инструментальную. Здесь важно иметь в виду два момента:

• в сложной разнородной вселенной (а политически значимый слух обычно циркулирует именно в такой аудитории) один и тот же сюжет может иметь совершенно различные эмоциональные характеристики;

• решающим критерием для экспрессивной оценки слуха является не сам по себе сюжет, а реакция аудитории. Без учета этих обстоятельств вероятность ложных экспертных оценок и контрпродуктивных рекомендаций очень велика.

Второй, информационный параметр слуха-пугала отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно на сет ложную информацию.

2. По информационному параметру различают следующие виды слухов:

• абсолютно недостоверные;

• недостоверные с элементами правдоподобия;

• правдоподобные.

При этом важно помнить, что циркулирующий слух способен «подстраивать» события под свой сюжет. Следовательно, информационный параметр так же не дискретен, как и экспрессивный. Слух с первоначально низкой достоверностью, упав на благодатную почву и захватывая умы, побуждает людей к действиям, и, таким образом, по мере распространения слуха достоверность фабулы повышается.

Считается, что в достаточно обширной, политически значимой аудитории слух не бывает полностью достоверным. Это связано с тем, что в процессе распространения сюжет претерпевает трансформации, более или менее искажающие исходную версию, причем трансформации в целом достаточно характерны и закономерны.

Многолетними наблюдениями, исследованиями и экспериментами выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы в процессе распространения слуха: сглаживание, заострение и приспособление.

(1) Сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее.

Соответственно сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло, увеличиваются их масштаб и социальная значимость.

(2) Сюжет может обрастать новыми деталями, первоначально отсутствовавшими, которые способствуют его «функционализации». Эту тенденцию называют заострением.

В самых элементарных примерах цвета и марки столкнувшихся автомобилей могут исчезнуть (сглаживание), зато на месте одного раненого пассажира образуется «гора трупов» (заострение); внешность и одеяние драчунов забудутся, но драка с двумя участниками «виртуально» вырастет в массовую потасовку и т.д. Эти грубые примеры нуждаются, однако, в решающем уточнении, поскольку именно в деталях, как всегда, кроется дьявол.

Внешность и одежда участников конфликта, как говорилось, могут остаться за порогом внимания и запоминания. Но, если такие детали демонстрируют принадлежность к различным расовым, этническим, религиозным или сословным группам, а отношения между этими группами в данный период напряжены, то цвета кожи, глаз, волос, качество костюмов, марки автомобилей и прочее заслонят все остальное. Каким бы поводом ни был вызван конфликт, он будет интерпретирован массовым сознанием как национальный, конфессиональный или классовый, а это уже может дать импульс соответствующим продолжениям; фабула циркулирующего слуха воплотится в действия людей.

(3) Приспособление — под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета, без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.

Итак, изменения фабулы в русле какой-либо одной, двух или всех трех указанных тенденций практически исключает возможность того, чтобы слух оставался полностью достоверным.

Порой слухи кажутся явлением беспричинным либо обусловленным исключительно чьими-то злыми намерениями. Этой иллюзией подчас определяются и меры противодействия: поиски прово­каторов, репрессии против разговорчивых граждан и т.д. Не секрет, что иногда (далеко не всегда) слухи намеренно распространяются специально нанятыми провокаторами. Но ни один «слухач» не в состоянии подсадить какой угодно слух в какой угодно аудитории и ситуации!. Для этого ему нужно найти подходящую «нишу», в которой какой-либо слух и без того возник бы с высокой вероятностью, и задача состоит в том, чтобы придать фабуле жела­тельное содержание и направленность.

Первым фактором является интерес к теме, слух способен возникнуть там и тогда, где и когда к его предмету имеется интерес масштаб и маршрут его распространения обусловлены конфигурацией заинтересованной аудитории.

Второй фактор — дефицит надежной информации. Для слуха нужен не просто интерес, но интерес неудовлетворенный. Те, кому наличная информация представляется достаточной, — почва для слуха неплодотворная. Условно говоря, дефицит надежной информации обратно пропорционален количеству непротиворечивых официальных сообщений (на данный момент времени) и доверию к источнику.

Кроме того, существуют так называемые сопутствующие факторы распространения слухов.

1. Фактор личностного статуса. Сообщая интересные сведения, человек привлекает к себе внимание, демонстрирует близость к предмету общего интереса (политику, актеру и т.д.), к референтной группе или к органам, принимающим решение, поддерживает свой статус неформального лидера мнения; короче, повышает или подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих, а тем самым и в собственных глазах.

2. Фактор эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух способен временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе, т.е. понижать или повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня.

Если группа продолжительное время живет в напряженном ожидании, люди испытывают непреодолимое желание обсуждать «между собой возможные опасности. Парадоксальным образом даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение — срабатывает эффект аффилиации, ощущение принадлежности к общине. Нельзя особо не сказать, что распространению слухов способствует и социальная среда. Поэтому одним из основных направлений профилактики распространения слухов является формирование слухоустойчивой среды. Слухоустойчивая среда предполагает:

• высокую оперативность и систематичность официальных сообщений;

• неизменно высокую достоверность сообщений;

• систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией для своевременного и по возможности опережающего реагирования на динамику;

• оптимальное эмоциональное насыщение жизни, распределение ролей и функций согласно индивидуальным способностям и наклонностям, исключая ситуации бессобытийности и неудовлетворенности личностным статусом.

Циркулирующие слухи способны порой нанести очень серьезный социальный и психологический ущерб вообще и ущерб конкретным лицам и делам в частности. Во многих случаях нормальное функционирование группы, организации, фирмы, спокойная жизнь общества в целом, политическая успешность партий и лидеров зависят от умения предупреждать слухи и не терять голову при столкновении с ними.

1. Человек становится личностью только в социальном окружении. С позиции социальной психологии социальное "окружение, в которое непосредственно включен человек, — малая социальная группа. Это семья, школьный класс, студенческая группа, производственное подразделение.

Малая социальная группа имеет свои признаки и может принимать различные формы в зависимости от сочетания групповых характеристик.

2. Человек, попадая в ту или иную форму группового объединения, включается в действие социально-психологических явлений, с одной стороны испытывая их на себе, а с другой — являясь их носителем.

Социально-психологические явления по своей сути являются одинаковыми для всех форм группового объединения, однако действие их по характеру проявлений в различных группах будет разным.

3. Динамика развития группы, самой личности связана с разрешением противоречий, возникающих в группе. Противоречия разрешаются с помощью конфликтов. Знание сущности, причин и факторов возникновения конфликтов, их динамики, стратегии и тактики предупреждения и разрешения позволяют либо избежать конфликтов, либо, наоборот, инициировать его для формирования благоприятных (конструктивных) последствий.

Прием балансовой увязки представляет собой сопоставление взаимосвязанных экономических показателей хозяйственной деятельности и применяется с целью выявления и измерения их взаимного влияния друг на друга.

Балансовый прием основан на использовании приема детализации и аддитивной формы связи между результативным и факторными показателями. Кроме того, он применяется лишь в тех случаях, когда зависимость между группами взаимоувязанных показателей выражается в виде равенств итогов (например, как в уравнении товарного баланса или уравнении бухгалтерского баланса – см. табл. Б в примере 5.14).

Алгоритм применения метода балансовой увязки:

1) построение модели факторной системы:

А = Х + Y – Z;

2) определяем величину влияния факторов, для чего используется прием сравнения (т. е. величины влияния факторов равны величине абсолютного отклонения по ним, но с учетом обратного характера влияния отдельных элементов (фактора Z) факторной модели на результативный показатель). Таким образом, влияние элементов товарного баланса на изменение товарооборота определяется следующим образом:

DА(Х) = Х 1- Х0 ; DА(Y) = Y 1-Y; DА(Z) = - (Z 1- Z 0);


3)осуществляем проверку: DА(Х) + DА(Y) + DА(Z) ≈ DА.

Пример 5.14 На основании представленной информации определить выручку от продажи за прошлый и отчетный годы, а также влияние элементов товарного баланса на динамику выручки от продажи товаров. Оценить эффективность использования товарных запасов (в оборотах) и влияние ее изменения на изменение выручки от продажи товаров. Сделать выводы.

Таблица А – Исходные данные, тыс. руб.

Показатели Фактически за предшествующий период Фактически за отчетный период
А    
1. Остатки товаров на начало года    
2. Поступление 1 000 1 200
3. Выбытие прочее -  
4. Остатки товаров на конец года    

Таблица Б – Анализ товарного обеспечения выполнения плана по реализации товаров торговой организации за отчетный период, тыс. руб.

Показатели Фактически за предшествующий период Фактически за отчетный период Абсолютное изменение Величина влияния на выручку от продажи
А     3 (2-1)  
1. Остатки товаров на начало (Зн)     +20 +20
2. Поступление товаров за год (П) 1 000 1 200 +200 +200
3. Выбытие прочее (Впр) -   +40 -40
4. Остатки товаров на конец (Зк)     +20 -20
5. Выручка от продажи (стр.1+стр.2-стр.3-стр.4) 1 020 1 180 +160 +160

Показатель, характеризующий эффективность использования товарных запасов – это скорость обращения товаров:

С=ВР: , где – средний размер товарных запасов, определяемый на основе данных табл. Б по формуле средней арифметической простой: (Знк):2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: