Взаимосвязь реформ государственного управления. Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг

Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг

Обеспечение информационной открытости власти

Обеспечение информационной открытости власти — са­мостоятельная задача в рамках административной реформы. Ее решение не только позволит добиться своевременного информирования граждан и организаций о деятельности го­сударственных органов, но и обеспечит постоянный контроль за деятельностью власти. Для этого необходимо: принять не­мало нормативных правовых актов, основу которых составят федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «О служебной тайне»; создать открытые и доступные информационные ресурсы государственных органов исполнительной власти и обеспечить их постоянный монито­ринг на предмет полноты и транспарентности.

Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг служит цели гарантирования получения гражданином услуг заданного качества в минимально необходимый для этого срок, в условиях комфортности и доступности. Общие требова­ния к государственным услугам, виды государственных услуг, содержание стандартов качества, порядок компенсации граж­данам и организациям в случае оказания ублуг ненадлежащего качества, порядок разработки и принятия стандартов качества государственных услуг, принципы их финансирования должны быть закреплены в федеральном законе-«0 стандартах качества государственных услуг», а стандарты качества конкретных госу­дарственных услуг — утверждены актами Правительства РФ.


Реформа государственной службы

Реформа государственной службы началась в 2003 г., раньше других реформ в сфере государственного управления. Рефор­мирование государственной службы, наряду с проводимыми в стране административной, судебно-правовой, правоохрани­тельной, военной, образовательной реформами, рассматрива­ется как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

С начала нынешнего столетия в Российской Федерации на­чалась масштабная работа по реформированию сложившегося с середины 1990-х гг. института государственной службы.

Реформирование государственной службы Российской Фе­дерации осуществляется для повышения эффективности госу­дарственного управления, формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов Российской Федерации.

Государственная служба Российской Федерации — важней­ший инструмент проводимых в обществе и государстве пре­образований, связанных с развитием экономики, социальной сферы, укреплением исполнительной вертикали, националь­ной безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры российских граждан.

Следует отметить, что Концепцией реформирования си­стемы государственной службы Российской Федерации было впервые констатировано отсутствие в Российской Федерации целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной службы на федеральном уровне и на уров­не субъектов РФ, что обусловлено следующими основными обстоятельствами: 1) действующее законодательство РФ о государственной службе внутренне противоречиво, поскольку правовые основы видов федеральной государственной службы урегулированы различными законодательными актами РФ, которые не соответствуют друг другу; 2) в субъектах РФ по вопросам государственной службы приняты различные зако­нодательные акты, которые в ряде случаев противоречат зако­нодательству РФ; 3) в целом, законодательство РФ о государ­ственной службе характеризуется неполным законодательным регулированием государственно-служебных отношений.


Такие весьма критические выводы, имеющие, тем не менее, объективный характер, потребовали принятия мер комплекс­ного характера по изменению сложившейся ситуации, что на­шло весьма оперативное выражение в законодательстве РФ.

Для решения задачи реформирования государственной службы Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)». Целью Программы является повышение эффектив­ности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Безусловно, что для достижения данной цели необходимо, прежде всего, решить задачу оптимального организационно-правового обес­печения государственной службы. В этой связи названным Указом Президента РФ установлено, что одним из главных направлений реформирования государственной службы Рос­сийской Федерации является создание комплексной норматив­но-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с Конституцией и общепризнанны­ми принципами и нормами международного права.

Федеральной программой констатирована необходимость разработки и принятия ряда приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов (о системе государствен­ной службы Российской Федерации, о видах государственной службы, о муниципальной службе и др.). Как предполагается, эти законодательные и нормативные правовые акты в комплексном действии должны обеспечить единый подход к правовому регу­лированию и организации государственной и муниципальной службы, совершенствованию системы оплаты труда государ­ственных и муниципальных служащих, открытости государ­ственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения государственной служ­бы, управлению государственной службой.

На современном этапе формирования системы управления государственной службой Российской Федерации необходимо предложить и реализовать оптимальную модель управления. Должны быть сформулированы альтернативные модели, по­казаны их преимущества и недостатки, возможности реали-


зации в российских условиях. Из альтернативных моделей следует выбрать наиболее оптимальную. Оптимальная модель, во-первых, должна основываться на положениях нового за­конодательства о государственной службе Российской Феде­рации. Во-вторых, данная модель должна сообразовываться с иными направлениями административной реформы и новой системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, принятой в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Серьезным препятствием к внедрению новых механизмов государственной службы стали ограничения, связанные с неразвитостью других элементов результативного государственного управления (бюджетного планирования, технологий эффективного исполнения функ­ций, порядком планирования и оценки деятельности органов исполнительной власти и их подразделений).

Служебные контракты, установленные в рамках реформы государственной службы, например, требуют четких показате­лей результативности работы государственных служащих. Эти показатели, в свою очередь, могут быть получены лишь с уче­том целей, задач, индикаторов деятельности государственного органа в целом, его подразделений. Если таких индикаторов нет, то индивидуальные показатели результативности будут субъективны, их не удастся сбалансировать ни с фондом оплаты труда, ни с показателями деятельности смежных подразделе­ний, органа в целом.

Административные регламенты и стандарты В качестве инструментов повышения результативности государственного управления предполагается использовать ад­министративные регламенты и стандарты. Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг содержат подробные описания последо­вательности действий и сроки их осуществления, необходимые для достижения установленных результатов. Административ­ные регламенты утверждаются органами исполнительной власти наряду с должностными регламентами.

С административными регламентами неразрывно связаны стандарты государственных функций и услуг. Стандарты задают конечные качественные и количественные характеристики административно-управленческих процессов, устанавливают требования к уровню доступности и качества взаимодействия исполнительных органов государственной власти, их струк­турных подразделений и должностных лиц с гражданами и


организациями. В настоящее время отсутствие стандартов не позволяет конкретизировать обязательства органов власти перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности.

Стандарт государственной услуги представляет собой си­стематизированный набор требований к качеству оказания услуг органом власти или уполномоченной организацией, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий клиентов, с другой — учитывающий технологиче­ские, материально-технические, финансовые и иные ресурс­ные ограничения государственного органа. Государственная услуга — нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и органи­заций государственными органами власти^ осуществляемый во взаимодействии физического или юридического лица (пользователя, клиента) с органом исполнительной власти или государственным служащим.

Наряду со стандартами услуг предполагается внедрять стандарты обслуживания органов государственной власти, ко­торые содержат требования к общей процедуре взаимодействия государственной власти с гражданами и организациями, инва­риантные к конкретным типам услуг. Стандарт обслуживания включает такие требования, как: своевременность и полнота ответа на звонки, письма; периодичность обновления сайтов; формы ответов на письменные запросы, жалобы; порядок предоставления информации гражданам (режим платности, формы и сроки предоставления); перечень контактных лиц, с которыми можно связаться по поводу ненадлежащей работы.

Основная цель стандартизации состоит в минимизации издержек взаимодействия между гражданами (юридическими лицами) и органами власти в процессе оказания государствен­ных услуг. Стандартизации подлежит взаимодействие, а не содержательное наполнение услуги (размер пособия, качество питьевой воды, количество учебных часов по определенной дисциплине). Внедрение стандартов и регламентов позволит ориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей.

В настоящее время подготовлены проекты федеральных законов «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг», разработаны пилотные стандарты и регламенты ряда административно-управленческих про­цессов в Министерстве информационных технологий и связи РФ, в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: