Типология управленческих решений

Укрупнено можно выделить три класса задач принятия управленческих решений: «непосредственное управление», «управление управлением», «согласование интересов».

В простых «патриархальных» двухуровневых системах управления решения принимаются одним лицом, принимающим решения (ЛПР), которое осуществляет непосредственное (прямое) управление исполнительной системой.

При управлении сложными организациями, включающими несколько уровней иерархии, каждый подсистема и уровень менеджмента являются ЛПР, обладают собственными целями, полномочиями и поведением. В результате возникает задача “управления системой управления”, находящейся на нижних уровнях иерархии.

Важной функцией менеджмента является задача согласования интересов, связанная с принятием организационных решений, целью которых является координация совместной деятельности самостоятельных субъектов управления (ЛПР), имеющих различные цели и интересы такие решения определены как компромиссы). Каждое управленческое решение должно «уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающее все предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей». Поэтому наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и при этом внесет наибольший вклад в достижение конечной цели организации в целом. Управленческая функция “согласования интересов” в литературе определяется как “искусство выявления и объединения интересов для достижения согласия в условиях, когда интересы людей не совпадают”.

Отметим, что необходимость этой функции следует из статьи 1 Гражданского кодекса РФ в которой определены следующие законодательные положения: "Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты… Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора..."

При решении указанных задач методы теории управленческих решений используются для поддержки двух важнейших функции менеджмента:

· практической - обоснования и выбора наиболее эффективных в заданных условиях вариантов решения конкретных задач менеджмента;

· предвидения и объяснения - прогнозирования (предвосхищения) поведения людей или/и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: