Кинематический расчет и выбор электродвигателя

Расчет привода начинают с составления кинематической схемы (если она не задана) или ее анализа. Затем определяют общий КПД привода, общее передаточное число разбивают по ступеням и выбирают электродвигатель. Исходные данные для этого расчета даны в задании: мощность на выходном валу привода и его частота вращения.

По эти данным определяют мощность электродвигателя и осуществляют его выбор по быстроходности. Следует учитывать, что при одной и той же мощности более быстроходные двигатели имеют меньшие габариты и массу, однако при их выборе приходится назначать большие передаточные числа привода, что усложняет его конструкцию и приводит к увеличению габаритов. Обычно для приводов общего назначения стремятся выбирать двигатели средней быстроходности и средние передаточные числа элементов привода.

При других исходных данных мощность на выходном валу определяется по зависимостям [13]:

Р = Fv

Р = Тω

где F – окружное усилие на выходном колесе, шкиве или барабане, v – окружная скорость, Т – вращающий момент, ω – угловая скорость.

Рассмотрим порядок расчета на примере привода с открытой цепной передачей и одноступенчатым цилиндрическим редуктором (Рис. 3.1).

F 1


Рд ω1

2

5 3

           
 
   
 
   
 


4 С

ац γ Рб ω3 ω2

А В

       
 
   
 


Рис. 3.1 Схема привода

1-электродвигатель, 2-соединительная муфта, 3-редуктор, 4-цепная передача, 5-барабан, ω123 – угловая частота вращения вала двигателя (ведущего вала редуктора), ведомого вала редуктора, вала барабана, γ – угол расположения цепной передачи, ац – межосевое расстояние цепной передачи, Рд и Рпр – мощность электродвигателя и на валу барабана, F – сила натяжения ленты транспортера.

Общий КПД привода: η = η1 η22 η3 η4

где η1 – КПД пары зубчатых колес редуктора, η2 – КПД пары подшипников зубчатой передачи (степень 2 указывает на число пар подшипников в одноступенчатом редукторе), η3 – КПД открытой передачи, η4 – КПД опор внешнего механизма (например, опор приводного барабана ленточного транспортера).

Примерные КПД элементов привода приведены в табл. 3.1 [13].

Таблица 3.1 КПД передач и подшипников

Тип передачи Закрытая Открытая
Зубчатая цилиндрическая 0,96-0,98 0,93-0,95
Зубчатая коническая 0,95-0,97 0,92-004
Червячная самотормозящая 0,40 0,30
Червячная несамотормозящая при числе заходов червяка:   0,65-0,7 0,7-0,75 0,8-0,85 0,85-0,9   0,5-0,6 0,6-0,7 - -
Цепная передача 0,95-0,97 0,90-0,93
Фрикционная передача 0,90-0,96 0,70-0,88
Ременная передача плоским или клиновым ремнем   -   0,94-0,97
Одна пара подшипников качения 0,99-0,995
Одна пара подшипников скольжения 0,98-0,99

Требуемая мощность электродвигателя:

РТР = Рд = Р б / η

По полученной величине мощности и с учетом максимально возможного передаточного числа привода (редуктор + внешняя передача) из справочных таблиц выбирают электродвигатель так, чтобы его мощность превышала расчетную. Частота вращения ротора электродвигателя будет равна:

nдв = nб u

где nб – заданная частота вращения выходного элемента привода (например – барабана), u - общее передаточное число передач привода.

u = uред uвн

где uред – передаточное число редуктора, uвн – передаточное число внешней открытой передачи.

Максимальные и рекомендуемые передаточные числа для элементов передач по ГОСТ 2185 — 81 приведены в табл. 3.2 [13].

Таблица 3.2 Передаточные числа механических передач

Тип передачи Рекомендуемые средние значения Наибольшие значения
Редуктор одноступенчатый цилиндрический 3-6 12,5
Редуктор конический 2-3 6,3
Редуктор червячный 10-40  
Открытая зубчатая передача 3-7 15-20
Открытая червячная передача 10-60  
Цепная передача 2-6  
Фрикционная передача 2-4  
Плоскоременная передача 2-5  
Клиноременная передача 2-5  

Тип двигателя выбирают в зависимости от условий эксплуатации привода [13].

Двигатели А2 – трехфазные асинхронные с короткозамкнутым ротором, защищенные от частиц и капель, падающих под углом 450 к вертикали, и предохраненные от прикосновения к вращающимся частям, находящимся под напряжением. Двигатели АО2 – закрытые обдуваемые.

Существуют следующие их модификации: АОП2 – с повышенным пусковым моментом, АОС2 – с повышенным скольжением, АОТ2 – для текстильной промышленности, АОВ2 – двигатель, встраиваемый в корпус механизма, АОЛ2 – двигатель в алюминиевом корпусе.

Двигатели А2, АО2, АОЛ2 применяют в машинах, к пусковым характеристикам которых не предъявляют повышенных требований. При этом двигатели последнего типа целесообразнее в машинах, к которым предъявляются требования малой массы. Двигатели АОП2 используют в машинах, испытывающих высокие нагрузки при пуске (плунжерные насосы, компрессоры, конвейеры, шнеки, шлифовальные станки). Двигатели АО2 используют в машинах с большими маховыми массами и неравномерной нагрузкой с частыми пусками и реверсом (ковочные прессы, лебедки, гильотинные ножницы, поршневые компрессоры). Двигатели АОТ2 используют при необходимости круглосуточной работы и в условиях мелковолокнистых загрязнений воздуха.

После выбора электродвигателя проводится расчет частот вращения, угловых скоростей и вращающих моментов всех валов привода (табл. 3.3).

Таблица 3.3 Кинематический расчет привода.

Вал Частота вращения, об/мин Угловая скорость, рад/с Вращающий момент, Н мм
А nб = nзад ω3nб/30 Т3 = Т1 u
В n2= n1/ uред ω 2= ω3/ uред Т2 = Т1 uред
С n1= nдв ω 1nдв/30 Т1 = Ртр / ω 1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: