Вопрос 7. Учение Платона о структуре и сущности мира

Дата лекции: 2014-10-13

Дальнейшая эволюция идей привела к разделению мира на…

Понятийно не хватает категорий. На две части — звучит неправильно. Как в стихе: «Если скажут слово Родина,
то на памяти встаёт» — это как?

…на два мира: с одной стороны — материальный, то есть изменчивый и временный, с другой стороны — идеальный: неизменные вещи. Есть мир идей и мир вещей. Каждая материальная вещь по Платону есть реализация некой идеи, принадлежащей идеальному миру. Идея — это то, что только разум может обнаружить.

Чувственно воспринимаемая вещь [стучит по столу], разум обнаруживает стол.

По большому счёту, он следует учению Пифагору, и по большому счёту в основу мира кладёт умозрительное начало. По Платону, абстрактная математика есть основа познания окружающего мира. Картину мира он также разделил на материальную и идеальную. Его учение — объективный идеализм: идея существует сама по себе, существует как общая для всех предметов. Идея — это форма, постигаемая не чувством, а умом. Идеи пребывают в природе в виде образцов. Прочие же вещи лишь сходны с ними. Материальный миръ является лишь тенью, и он производный от мира идей. Явления, предметы материального мира преходящи, изменяются. Идеи же неизменны, являются вечными. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи (как не странно). Материя, по Платону — воспреемница и «кормилица» всякого рождения. Материя может принять любую форму, а сама по себе она бесформена. Но, не будь идей, не могла бы существовать и материя. В этом смысле, материя — это небытие́. Между миром идей (подлинно реальным бытие́м) и небытие́м (то есть материей, как таковой), по Платону существует ещё кажущееся бытие́. Здесь есть элементы материализма, идеализма и субъективного материализма.

Кажется. Благодаря только глазам так кажется, так думаю. Благодаря телескопу кажется по-другому, думаю по-другому.

Мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей. Он отделяет истинное бытие́ от небытия, будущий порождением обеих областей. Соответственно, он соединяет в себе противоположности.

Закон единства противоположностей Гегеля аукается у Платона 2000 с лишнем лет до него.

Платон уделяет много внимания и проблеме иерархии идей.

В учебнике издевательское по отношению к русскому языку понятию — иерархизация.

Иерархия идей — упорядоченная система объективного идеализма, включающаяя:

· Идеи высших ценностей (прекрасное, справедливое, благо, добро, истина);

· Идеи физических явлений и процессов (Гераклитовский огонь, Фалесовская вода &c.);

· Идеи, существующие для отдельных разрядов существ (животных, включая человека)

· Идеи предметов, производимых человеком;

· Идеи отношений.

Проблема в том, чтобы в процессе познания действительности подниматься к идее высших ценностей (по Платону). В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях он отождествляет с мифологией. Это учение имеет под собой определённый мистический и социальный опыт.

Но с точки зрения Лосева, согласно идеям Платона:

· Идея вещи есть смысл вещи;

· Идея вещи — цельность составляющих частей;

· Идея вещи есть та общность, которая является законом для возникновения единичных проявлений вещей (идея стола как закон, стол как единичная вещь);

· Идея вещи невещественна;

· Идея вещи обладает собственным и вполне самостоятельным существованием.

«Следовательно, мир идей нам навязан. Все попытки перезомбирования со стороны политики, идеологии &c не вписываются в теорию Платона» — Шафиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: