Введение. Синдром раннего детского аутизма (РДА) - вид искаженного психического развития, который не только формирует особые черты личности ребенка

Синдром раннего детского аутизма (РДА) - вид искаженного психического развития, который не только формирует особые черты личности ребенка, но и оказывает влияние на его семью. Благодаря этому работа с семьями аутичных детей является важным элементом комплексного подхода в психолого-педагогическом процессе коррекции данного дизонтогенеза.

Развитие аутичного ребенка с рождения отличается от развития в норме. Такие черты как отгороженность, стереотипность, отсутствие или слабо выраженная привязанности к близким существенно влияют на формирование отношений в диаде «мать - ребенок». Можно выделить ряд проблем, возникающих в рамках того или иного стиля отношений между матерью и ребенком. Первый круг проблем связан с отсутствием обычных форм эмоционального подкрепления материнского поведения со стороны ребенка: глазной и тактильный контакт, вербальное и невербальное обращение к матери и т.д.

Отсутствие активного выражения стремления к контакту со стороны ребёнка вызывает у матери беспокойство, тревогу и даже депрессию, всё ли в порядке с ребенком. Также возникает сомнение в правильности своего обращения с ребенком, которое постепенно начинает оформляться в позицию «Я плохая мать» и ведет к возникновению чувства вины.

Еще один круг проблем определяется в рамках симбиотических отношений между матерью и аутичным ребенком. Здесь ребенок использует мать как человека (а иногда скорее как средство), удовлетворяющего его потребности, посредника в отношениях с миром вообще; при этом часто эмоциональное общение минимально. Такое взаимодействие часто воспринимается матерью как незаинтересованность ребенка к личных близких отношениях, переживается как эмоциональная невостребованность; отсутствует ощущение уникальности, особости контакта мать ребенок.

При этом у матери возникает способность угадывать желания ребенка, его потребности, понимать его состояние по минимальным внешним проявлениям. Часто мать и ребенок становятся как бы «единым организмом» с «общими» потребностями, желаниями, эмоциями и т.д.

Все это создает некую противоречивость в позициях участников взаимодействия. С одной стороны, для матери, как и для ребенка, контакт значим и в такой форме, так как при этом есть возможность взаимного контроля, ощущение единства, слияния в«МЫ». С другой стороны, при этом у матери часто нет ощущения эмоциональной близости с ребенком и, кроме mm, возникают проблемы зависимости ребенка от матери.

Также у родителей появляется тревога и опасения по поводу социальной несостоятельности ребенка, социального вакуума вокруг их семьи и отсутствия навыков взаимодействия с аутичным ребенком.

Таким образом, все эти проблемы, встающие перед семьями с аутичными детьми дают нам право утверждать, что эта область требует специального профессионального вмешательства.

Одной из эффективных форм подобной работы является обучающая группа с тренингом навыков эффективного взаимодействия родителя с аутичным ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: