По своей структуре и содержанию соглашения с посредниками близки к контрактам купли-продажи. Посредническое или агентское соглашение содержит определение сторон. Если в соглашении за основу принят договор поручения, комиссии или агентский договор, то стороны именуются так, как это установлено в ГК РФ.
Предмет соглашения. Предмет соглашения может выглядеть следующим образом: «Посредник обязуется по поручениям продавца оказывать ему содействие в сбыте (закупке) на договорной территории товаров, входящих в согласованную сторонами номенклатуру, а принципал обязан выплачивать вознаграждение». Далее в зависимости от конкретных поручений фиксируются взаимные обязательства сторон.
Территория и товарная номенклатура. При сбыте товаров продавцы могут использовать большое число посредников, определив каждому из них территорию, на которой он может заниматься продажей товаров. Границы данной территории указываются в договоре, а территория называется договорной.
Продавцы широкой номенклатуры товаров часто заинтересованы в том, чтобы специализировать посредников на сбыте более узкого перечня продукции и услуг. Данный перечень также приводится в договоре. Если в посредническом соглашении нет ограничений договорной территории и номенклатуры, посредник имеет право по поручениям клиента сбывать всю номенклатуру товаров продавца во все регионы.
|
|
Положение посредников на рынке. Продавец может определять положение посредника на рынке. Рассмотрим три наиболее часто встречающихся сочетания прав и обязанностей продавцов и посредников, определяющих положение последних на рынке.
1. Посредник с неисключительным правом. Его положение характеризуется следующими сочетаниями прав и обязанностей:
• посредник имеет право сбывать товары по поручениям продавца на договорной территории;
• продавец имеет право сбывать товар через этого посредника, а также привлекать других посредников или самостоятельно сбывать товар на договорной территории.
2. Посредник с исключительным (монопольным) правом продажи. Его положение характеризуется тем, что продавец не имеет права самостоятельно или через других посредников сбывать на договорной территории товар, входящий в номенклатуру товаров посредника.
3. Посредник с преимущественным правом продажи (правом первой руки). Продавец обязан в первую очередь предложить товар посреднику с преимущественным правом продажи, а в случае его отказа сбыть товар на предложенных условиях. Он может предложить тот же товар другому посреднику или непосредственно покупателю на условиях не лучше, чем были предложены посреднику с преимущественным правом продажи.
|
|
Оплата вознаграждения посредникам. Наибольшее распространение получили соглашения, на основе которых посредники могут оставлять себе разницу между ценами реализации товара и ценами экспортеров. Такая форма вознаграждения служит хорошим стимулом для посредника в наращивании объемов продаж, но в то же время посредник стремится занизить экспортные цены, что невыгодно экспортерам.
Достаточно широкое распространение имеет вознаграждение посредника путем начисления процентов с экспортных цен.
В твердой сумме вознаграждение применяется при выполнении посредником рекламных кампаний, научных исследований, расчета цен и других работ. Иногда вознаграждение определяется возмещением расходов посреднику, оказавшему услугу, на основе подтверждающих документов плюс определенный согласованный процент на административные расходы и прибыль.