Переход к свободным рыночным отношениям в Украине, существенно изменил экономическую, социальную и правовую структуру общества. Бурное развитие внешнеэкономических связей, внутреннего валютного рынка и признание норм международного права содействуют более полной интеграции Украины в мировое правовое, финансовое и экономическое пространство.
В этот период появился в Украине термин «оффшор», который происходит от английского выражения «off shore», дословно означающее «вне берега».
Оффшорные (банковско-страховые) зоны –это зоны, в которых вводится особенно благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием только нерезидентов, и обслуживают лишь ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами принимающей страны.
Оффшорные компании - это зарегистрированные в установленном порядке в оффшорных зонах предприятия, которые не проводят коммерческой деятельности по месту регистрации, и организационно-правовая форма которых дает возможность для управления денежными средствами в любых объемах без уплаты налогов по месту их регистрации. То есть участники международных финансовых сделок не являются резидентами страны, на территории которой совершаются кредитно-финансовые операции. Оффшорные компании уполномочены осуществлять лишь международные операции. Им запрещено заключать сделки с резидентами принимающей страны.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2002 года № 53-р (с изменениями, внесенными согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 29 марта 2002 года № 157-р) утвержден следующий список оффшорных зон:
Британские островные регионы – Олдерни, остров Гернси, остров Джерси, остров Мен;
Ближний Восток –Бахрейн;
Центральная и Южная Америка – Белиз, Панама;
Европа – Андорра (небольшая страна, расположенная между Испанией и Францией), Гибралтар (территория под юрисдикцией Великобритании, которая расположена на юге Пиренейского полуострова и граничит с Испанией), Монако, Кипр;
Карибский регион – Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские Острова, Барбадос, Британские Виргинские Острова, Виргинские Острова США, Гренада, Антильские Острова (о. Кюрасао, о. Бонер, о. Грезьте являются частью Королевства Нидерланды), Терке и Кайкос, Острова Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Монтсеррат, Сент-Люсия, Содружество Доминики;
Африка – Либерия, Сейшельские Острова;
Тихоокеанский регион – Вануату, Маршалловы Острова, Науру, Ниуе, Самоа, Острова Кука;
Южно-азиатский регион – Мальдивская Республика.
Это страны, в которых крайне благоприятный валютно-финансовый режим, низкий уровень налогообложения либо полная замена его на фиксированный платеж, высокий уровень секретности любой банковской и коммерческой деятельности, относительная анонимность реальных собственников компании, возможность доверительного управления акциями оффшорной компании с помощью местных номинальных собственников.
В оффшорных зонах льготный режим определяется также отсутствием валютных ограничений, таможенной пошлины и таможенных сборов для инвесторов, а также низким уровнем уставного капитала. Зачастую он просто декларируется, а минимальный размер, как правило, не устанавливается.
Максимально упрощена процедура регистрации создающейся компании. Не подлежат разглашению личности собственников фирмы. Раскрытие их имен может быть потребовано лишь в случае начала расследования по факту совершения уголовного преступления. В некоторых оффшорных зонах могут выпускаться акции на предъявителя зарегистрированной компании. Это обеспечивает анонимность истинных хозяев оффшорной компании.
При создании компании граждане становятся ее первичными акционерами (shareholders) и, соответственно, подписчиками на акции (subscribers).
Государственные органы, осуществляющие регистрацию оффшорных компаний, наряду с записями о регистрации компании при всей анонимности хранят данные обо всех изменениях в регистрационных документах компании, а также четкие сведения о директоре, секретаре, акционерах и подписчиках компании.
Акционер - лицо, владеющее хотя бы одной акцией компании, что подтверждается записью в реестре акционеров, который ведет компания. Следует отметить, что государственные органы, уполномоченные осуществлять процесс регистрации, могут ничего не знать о новых акционерах, так как в подавляющем большинстве оффшорных юрисдикций какая-либо обязательная отчетность не предусмотрена. В то же время, в указанных государственных органах имеется вся информация о первых акционерах, на имя которых зарегистрирована компания.
Подписчик - лицо, которое соглашается стать первым акционером компании, подписывая соответствующие учредительные документы. Сведения о подписчиках обязательно хранятся в государственных органах, регистрирующих таковые компании.
В случае продажи компании, первые подписчики обязаны заполнить и передать в государственные органы, осуществляющие регистрацию, документы по специальной форме, в которых указываются данные о новых секретаре, директоре и акционерах компании.
Директором такой компании может быть любое лицо, назначенное в качестве такового. Сведения о первом директоре компании сообщаются в государственные органы в обязательном порядке. Секретарем компании также может быть любое лицо, назначенное в качестве такового. Секретарь компании — это главное административное лицо компании. В документах международных регистрирующих фирм хранятся данные о покупателях компании, о произведенных платежах за приобретенную компанию, за некоторые предоставленные услуги и о выплате налога «на поддержание компании».
В оффшорных зонах полностью отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках. Платежи также осуществляются и получаются без ограничения в любой валюте.
Регламентация процедур управления оффшорной компанией отличается полной либеральностью. Во многих случаях она существует лишь на бумаге – чисто юридически. Управление в этом случае ведется секретарской фирмой по доверенности собственника.
Например, для создания такой компании в оффшорной зоне, входящей в Великобританию, необходимо наличие всего двух акционеров; минимальный размер акционерного капитала составляет 100 фунтов стерлингов, а каждому из подписчиков на момент регистрации достаточно владеть одной акцией стоимостью в 1 фунт стерлингов.
Важным фактором привлекательности оффшора является стабильность этого режима. Обычно в течение 15 – 25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор защищен от неблагоприятных для него изменений в оффшорной зоне.
Единственная форма отчетности для большинства оффшорных компаний – ежегодный финансовый отчет. Внешние аудиторы действуют далеко не во всех оффшорных зонах, а счета фирм могут быть проверены ими только по решению собственников.
Единственный вид налога оффшорной компании – налог «на поддержание компании». Это - фиксированная денежная сумма, ежегодно уплачиваемая в бюджет по месту регистрации оффшорной компании.
При открытии оффшорной компании обычно пользуются услугами специализированных учреждений. Регистрацию фирмы и управление ею по поручению клиента выполняют так называемые секретарские компании.
На современном рынке оффшорных компаний международные регистрирующие фирмы, специализирующиеся на оффшорном бизнесе, предлагают целый комплекс посреднических услуг в интересах покупателей. Среди них: предоставление своего юридического адреса; прием и отправление почтовой корреспонденции для клиентов; подготовка документов и выдача рекомендаций для открытия банковских счетов оффшорных компаний; выплата налога «на поддержание компании»; выполнение отдельных порученный по соглашениям с уже проданными компаниями.
Простота регистрации, конфиденциальность сведений о лицах, зарегистрировавших такую компанию, множество налоговых и других льгот зачастую приводят к тому, что оффшорные зоны играют главную роль и в деле "отмывания" денег. Именно в этих зонах «грязные» деньги отделяются от источника происхождения. По мере развития деятельности транснациональных криминальных корпораций стало происходить осознание государствами этого опасного явления.
В 1989 г. в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки» была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (сокращенно FATF). В настоящее время членами FATF являются 26 государств. Основные направления деятельности Комиссии - разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с отмыванием денег, в том числе и в оффшорных зонах.
На 4-й Европейской конференции спецслужб по вопросам борьбы с коррупцией и оффшорными финансовыми центрами, проводимой под эгидой Совета Европы, были высказаны и другие рекомендации по ужесточению законодательства в оффшорных зонах.
В Украине специального законодательства, регулирующего оффшорное направление, нет. Действующее украинское законодательство также не содержит какого-либо правового определения оффшора. Однако имеются нормативные документы, которые регулируют порядок расчетов между субъектами предпринимательской деятельности - резидентами и субъектами предпринимательской деятельности - нерезидентами Украины.
Так, в статье 18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР определены особенности учета валовых расходов по операциям с нерезидентами, расположенными в оффшорных зонах. В статье указывается, что в случае заключения договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, расположенных в оффшорных зонах, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета, независимо от того, совершается ли такая оплата (в денежной или иной форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, затраты налогоплательщиков на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, составляющей 85% оплаченной стоимости этих товаров (работ, услуг). Перечисление денег в указанные оффшорные зоны в соответствии с этим же Законом облагается налогом в размере 15%.
Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) у нерезидентов, которые расположены в оффшорных зонах, валовые расходы покупателя-резидента увеличиваются на сумму, составляющую 85% стоимости этих товаров (работ, услуг) в том налоговом периоде, в течение которого происходила оплата таких товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г. № 15-93, на платежи в иностранной валюте, осуществляемые резидентами за пределы Украины во исполнение обязательств в этой валюте перед нерезидентами, по оплате продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав (за исключением оплаты валютных ценностей), необходимо получение индивидуальной лицензии Национального банка Украины на совершение однократной валютной операции. Совершение такой операции без лицензии является нарушением валютного законодательства Украины и, согласно статьи 16 этого же Декрета, влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Кроме того, распоряжением Президента Украины «Об упорядочении контроля за внешнеэкономической деятельностью резидентов Украины» от 21.02.2000 г. № 90/2000-рп, в целях упорядочения контроля за внешнеэкономической деятельностью резидентов Украины, недопущения незаконного перемещения валютных ценностей за пределы Украины и предотвращения уклонения от налогообложения при осуществлении внешнеэкономических операций, Кабинету Министров Украины было поручено подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект об усилении контроля за внешнеэкономическими операциями резидентов, которые осуществляются в пользу нерезидентов, расположенных в оффшорных зонах, или предусматривают осуществление расчетов через нерезидентов (банковские счета нерезидентов), расположенных в оффшорных зонах.
Органы государственной налоговой службы, уполномоченные банки информирует Национальный банк Украины о расчетах резидентов по внешнеэкономическим операциям с нерезидентами, расположенными в оффшорных зонах, или через таких нерезидентов (банковские счета таких нерезидентов).
Государственная налоговоя администрация Украины ведет усиленный финансовый контроль за внешнеэкономическими операциями резидентов, которые осуществляются в пользу нерезидентов, расположенных в оффшорных зонах, или предусматривают осуществление расчетов через нерезидентов (банковские счета нерезидентов), расположенных в оффшорных зонах.
Министерство экономики Украины совместно с Министерством иностранных дел Украины обеспечивают сбор и предоставление на запросы органов исполнительной власти и Национального банка Украины информации о деятельности нерезидентов, расположенных в оффшорных зонах.
Постановлением Правления Национального банка Украины «О создании надлежащих условий органам Государственной налоговой администрации Украины по контролю в вопросах налогообложения, надлежащего обеспечения поступления средств в Государственный бюджет Украины и усовершенствовании порядка обмена информацией между Национальным банком Украины, коммерческими банками и их учреждениями и органами Государственной налоговой администрации Украины» от 14 декабря 1999 года № 587, в целях обеспечения поступления средств в Государственный бюджет Украины, территориальным управлениям Национального банка Украины, коммерческим банкам и их учреждениям вменено в обязанность: предоставлять в адрес органов Государственной налоговой администрации Украины информацию о перечислении юридическими лицами средств за границу, на счета ЛОРО и счета физических лиц и о выдаче наличности, кроме заработной платы.
В Криминальном кодексе Украины (утвержден Указом Президента Украины 05.04.01, №2341-ІІІ, вступил в силу 01.09.01) предусмотрена уголовная ответственность за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (ст.209), и уклонением от возвращения выручки в иностранной валюте (ст.207).