Семинар. 1. Какое наименование международных соглашений является родовым?

1. Какое наименование международных соглашений является родовым? Приведите примеры соглашений с иными названиями.

2. Имеют ли право субъекты федеративных государств заключать международные договоры? Какова юридическая природа подобных соглашений, если они возможны?

3. Приведите примеры международных договоров с приложениями.

Раздел 3. Заключение международного договора

Переговоры. Выработка текста международного договора. Полномочные представители. Юридическая природа инструкций. Обязанности сторон, вытекающие из переговоров. Порядок и основные стадии заключения международного договора.Одобрение текста. Консенсус. Удостоверение аутентичность текста. Парафирование. Подписание. Окончательное подписание текста договора и его юридические последствия. Ратификация международных договоров. Обмен и депонирование ратификационных грамот.

Момент вступления международного договора в силу.

Регистрация международных договоров в Секретариате ООН (ст. 102 Устава ООН). Присоединение, принятие и утверждение международного договора.

Оговорки и заявления к многосторонним договорам: понятие, правовая природа. Оговорки к конвенциям о правах человека.

Лекция

Заключение международного договора. В Венских конвенциях 1969 и 1986 годов не содержится определение понятия «заключение международного договора». Практика государств подтверждает, что в данном случае речь идет, прежде всего, о порядках и стадиях заключения международного договора. Заключение международного договора — это процесс, состоящий из последовательных стадий, начиная от договорной инициативы и заканчивая выражением согласия субъекта на обязательность для него договора. Процедура заключения международного договора не влияет на его юридическую силу.

Договорная инициатива может исходить от одного или нескольких субъектов. При заключении двусторонних соглашений стороны обмениваются полномочиями, а в случае заключения многосторонних договоров полномочия сдаются в секретариат соответствующей международной организации, в рамках которой принимается данный договор, или в специально для проверки полномочий созданный орган.

Согласно Венским конвенциям 1969 и 1986 годов под «полномочиями» понимается документ, исходящий от компетентного органа государства (или международной организации), посредством которого лицо назначается представлять соответствующий субъект в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия данного субъекта на обязательность для него договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к международному договору. Лицо считается представляющим соответствующий субъект в целях совершения вышеперечисленных действий, если он предъявит полномочия или если из практики соответствующих субъектов явствует, что они были намерены рассматривать такое лицо как представляющее их для этих целей без требования предъявления полномочий.

Порядок выдачи полномочий определяется внутренним правом и практикой государств. Согласно современному международному праву следующие лица в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими государство: главы государств, главы правительства, министры иностранных дел — в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора; главы дипломатических представительств — в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством пребывания; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации — в целях принятия текста договора на такой конференции или в такой организации.

Федеральный закон о международных договорах РФ 1995 г. регламентирует порядок выдачи полномочий на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени РФ или от имени Правительства РФ, а также договоров межведомственного характера. Эти полномочия выдаются Министерством иностранных дел России, которые оформляются на специальном бланке.

Кроме полномочий представители могут снабжаться инструкциями, которые представляют собой выданный компетентным органом документ, определяющий позицию уполномоченного во время переговоров. Инструкции являются документом внутреннего пользования. Их нарушения в отличии от нарушений полномочий (например, превышение полномочий — ultra vires) не могут служить основаниями для признания действий представителя неправомочными.

Основным методом выработки текста международного договора являются переговоры (в первую очередь, дипломатические). В рамках Комиссии международного права ООН выработаны проекты важнейших международных договоров. Принятие текста договора на международных конференциях происходит в соответствии с правилами процедуры этих конференций. В случае отсутствия процедуры применяются правила, содержащиеся в Венской конвенции 1969 г., которая гласит: текст международного договора принимается путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств.

После согласования текста договора происходит установление его аутентичности (аутентификация), т.е. объявление окончательного текста международного договора, который не подлежит изменениям в одностороннем порядке. Венские конвенции 1969 и 1986 годов устанавливают правила, согласно которым текст международного договора становится аутентичным в результате применения такой процедуры, которая может быть предусмотрена в самом тексте договора или согласована между участниками; если такая процедура не определена, то путем подписания, подписания ad referendum или парафирования представителями текста договора или заключительного акта конференции, содержащего текст договора.

Парафирование представляет собой предварительное подписание, которое осуществляется путем проставления уполномоченными своих инициалов в углу каждой страницы текста договора. Парафироваться может не только текст договора в целом, но и каждое или некоторые из его положений. После парафирования уполномоченные могут вносить в текст договора поправки лишь по взаимному согласованию соответствующих правительств. В международном праве не решен вопрос о том, насколько долго может оставаться договор лишь парафированным. Парафирование не возлагает каких-либо юридических обязательств на осуществивших данный акт. Оно не заменяет полного подписания международного договора.

Подписание ad referendum — предварительное подписание, выражающее окончательное согласие уполномоченных с текстом договора, но предполагающее его одобрение представляемым государством. Согласно Венским конвенциям 1969 и 1986 годов, подписавшие договор стороны обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. После такого одобрения подписание ad referendum означает полное подписание международного договора.

После завершения международных конференций часто принимаются заключительные акты, в которых нередко содержится текст договора. В этом случае, подписание заключительного акта участниками конференции означает и аутентификацию текста международного договора, содержащегося в заключительном акте конференции.

Процесс заключения договора завершается выражением согласия субъектов международного права на обязательность для них данного договора. Эта последняя фаза его заключения, в результате которой субъект международного права принимает на себя обязательство выполнять договор с момента его вступления в силу.

Порядок выражения согласия определяется договаривающимися сторонами. В этом определяющими являются конституционные положения государств. На основе международной практики Венская конвенция 1969 г. определяет следующие способы выражения согласия на обязательность международного договора для государства: подписание, обмен документами, образующими международный договор, ратификация, принятие, утверждение, присоединение или любой иной способ, о котором условились стороны. Каждый из этих способов является самостоятельным актом волеизъявления сторон.

В современной договорной практике преобладают случаи вступления международного договора в силу после их подписания. Федеральный закон о международных договорах РФ 1995 г. предусматривает возможность выражения согласия на обязательность договора путем подписания.

Согласно Венской конвенции 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если договор предусматривает, что подписание должно иметь такую силу; намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

При подписании двустороннего соглашения соблюдается принцип альтерната: при подписании двустороннего договора подписи представителей сторон ставятся друг против друга; при подписании многосторонних соглашений подписи представителей государств располагаются одна на другой в алфавитном порядке названий государств на языке, о котором договорились участники.

В практике государств обмен документами, образующими договор занимает заметное место. Выражение согласия путем обмена нотами, письмами или другими документами, является упрощенной формой достижения согласия между субъектами международного права. Считается, что достигаемое таким образом соглашение вступает в силу в момент обмена нотами.

По Венской конвенции 1969 г. «ратификация», «принятие», «утверждение» и «присоединение» означают, в зависимости от случая, имеющий такое наименование международный акт, посредством которого государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора.

Институт ратификации имеет двоякий характер: как международный акт и как внутренний акт государство. В первом случае, ратификация представляет собой процесс, с помощью которого согласие получает международно-правовое значение и порождает международные последствия. Во втором случае, она представляет собой акт компетентного государственного органа (обычно парламента), выражающий согласие соответствующего государства быть связанным договором. В Венских конвенциях 1969 и 1986 годов ратификация понимается лишь как международный процесс. Во внутреннем плане ратификация представляет собой комплекс правовых норм, определяющих порядок инициирования, обсуждения и принятия решения о ратификации. Это решение определяется обычно законодательным актом государства.

Общепризнанно, что подписавшее договор государство не несет юридической обязанности его ратифицировать. Вместе с тем, согласно Венским конвенциям 1969 и 1986 годов субъекты обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Более того, необоснованный отказ от ратификации или затягивание процесса ее оформления может вызвать отрицательные политические последствия. Есть договоры, в которых указаны крайние даты их ратификации.

Ратифицируется международный договор в целом. Согласно Венской конвенции 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; представитель государства подписал договор под условием ратификации; намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Ратификационная грамота является международным актом. Обменом ратификационными грамотами завершается процесс выражения согласия на обязательность договора. При заключении двустороннего договора происходит обмен ратификационными грамотами, а при заключении многостороннего договора они сдаются депозитарию. Эти действия обычно фиксируются в форме протокола.

В России ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию. Федеральным законом о международных договорах РФ 1995 г. перечисляются международные договоры России, которые подлежат ратификации, например: договоры, исполнение которых требует изменения действующих федеральных законов или договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека. На основании закона о ратификации международного договора РФ составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом РФ и скрепляется его печатью и подписью Министра иностранных дел РФ.

В Венской конвенции 1969 г. говорится также о согласии государства на обязательность для него договора, которое выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации. Термин принятие (утверждение) охватывает две процедуры: если договор предусматривает, что он открыт для подписания с последующим принятием, то это тоже самое, что и подписание с последующей ратификацией; если договор можно принять без подписания, то эта процедура равна присоединению. Присоединение означает согласие на обязательность договора субъекта, который его не подписал и как правило, не участвовал в процедуре его заключения. Возможность присоединения должна быть предусмотрена в самом договоре или согласована с его участниками. Присоединение может иметь место как до так и после вступления договора в силу. Однако, присоединение приобретает юридическую силу только после вступления договора в силу. Общепринято считать, что извещение о присоединении к договору (если договор не подлежит ратификации) является достаточным основанием выражения согласия государства на обязательность для него договора.

Оговорка. Данный институт также связан с выражением согласия на обязательность международного договора. Оговорка означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Задача института оговорки состоит в том, чтобы обеспечить наиболее широкое участие государств в многосторонних договорах. Преобладает мнение среди ученых о том, что объектом оговорок могут быть лишь многосторонние договоры, хотя есть ученые, которые допускают оговорки и применительно к двусторонним соглашениям. Некоторые специалисты рассматривают оговорки по отношению к двусторонним договорам в качестве поправок.

В Венских конвенциях 1969 и 1986 годов имеются специальные разделы, посвященные оговоркам. Общее правило состоит в том, что государство может делать оговорку на любой стадии заключения договора, однако юридическое значение она приобретает лишь тогда, когда данная оговорка содержится в акте, выражающем окончательное согласие на обязательность для него договора. Вместе с тем право делать оговорки ограничено рядом условий: данная оговорка запрещается договором; договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка несовместима с объектом и целями договора. Оговорка, которая допускается договором, не требует какого-либо последующего принятия другими договаривающимися государствами, если только договором не предусмотрено иное.

Если из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора явствует, что применение в целом договора между всеми его участниками является существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора, то оговорка требует принятия ее всеми участниками. В том случае, когда договор является учредительным актом международной организации и если в нем не предусмотрено иное, оговорка требует принятия ее компетентным органом этой организации.

Принятие оговорки другим договаривающимся государством делает государство, сформулировавшее оговорку, участником этого договора по отношению к принявшему оговорку государству, если договор находится в силе. Возражение другого договаривающегося государства против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между государством, возражающим против оговорки, и государством, сформулировавшим оговорку, если возражающее против оговорки государство определенно не заявит о противоположном намерении.

В соответствии с Венской конвенции 1969 г., если договор не предусматривает иного, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку; возражение против оговорки может быть снято в любое время; снятие оговорки вступает в силу в отношении другого договаривающегося государства только после получения последним уведомления об этом; снятие возражения против оговорки вступает в силу только после получения государством, сформулировавшим оговорку, уведомления об этом.

Согласно правилам, оговорка, определенно выраженное согласие с оговоркой и возражение против оговорки должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств и других государств, имеющих право стать участниками договора. Снятие оговорки или возражения против оговорки должно также осуществляться в письменной форме.

В ходе выражения согласия на обязательность для себя договора государство в лице его органов вправе сделать заявления по тому или иному вопросу, касающемуся предмета договора. Такие заявления не являются оговорками, ибо они не меняют содержания соответствующих договоров.

Согласие на обязательность части договора. Международный договор представляет собой единое целое. Отсюда вытекает общее правило о том, что международный договор может приниматься лишь как единое целое. Однако, Венские конвенции 1969 и 1986 годов содержат исключение из этого правила — допускается согласие на обязательность части международного договора при условии, если это предусмотрено самим договором или с этим согласны договаривающиеся стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: