Различные философские школы прошлого и настоящего на вопрос о познаваемости мира дают самые разнообразные ответы.
Последовательные материалисты и идеалисты считают, что мир познаваем. Однако они расходятся в том, что является источником наших знаний. С точки зрения материалистов источником познания является окружающий мир. Предметы и явления внешнего мира воздействуют на человека и вызывают у него соответствующие ощущения, представления и понятия.
С точки зрения идеалистов, источником наших знаний являются или ощущения отдельного человека (субъективный идеализм), или комплекс ощущений (объективный идеализм).
Но есть такие школы в философии, которые отрицают познаваемость мира. Философское направление, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизмом. Агностицизм не отрицает сам факт существования познания. Это исторический факт, его отрицать невозможно. Речь идет о возможности познания и о том, что оно собой представляет в отношении к находящейся вне его и противоположной ему реальности. Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм - сомнение в возможности познания мира, поскольку:
|
|
1) человек сам находится в состоянии непрерывного изменения и, следовательно, не в состоянии адекватно отражать мир;
2) об одном и том же предмете возможны противоположные мнения (люди добры: нет, люди злы).
Отсюда следует вывод: знание не есть отражение объективной действительности.
Второй формой агностицизма является юмизм, т.е. учение английского философа - идеалиста ХУШ в. Д. Юма (1711 -1776). Юм утверждал, что мы не имеем ничего, кроме ощущений, а раз так, то откуда мы знаем, что вещи существуют.
Третья разновидность агностицизма кантианство (учение немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Он утверждал, что мы познаем мир не таким, каков он есть, а только таким, каким он кажется.
Против агностицизма Канта и Юма выступили как идеалисты, так и материалисты. С точки зрения идеализма позицию Канта критиковал Гегель. Он говорил, что если мы знаем, что вещь существует, и знаем свойства этой вещи (в результате ощущений), то мы тем самым знаем и саму вещь.
Наиболее убедительно доказали неправомерность агностицизма диалектические материалисты. Они показали, что единственным опровержением агностицизма является практика. Если мы в практической деятельности, воздействуя на предметы окружающего мира, добиваемся тех целей, которые ставили перед собой, то сущность этих предметов нами познана.