После того как знание получено, всегда возникает вопрос: истинно ли оно и как доказать его истинность? Вопрос об истине и ее критериях является одним из центральных и важных в теории познания. Материализм, в частности диалектический, считает, что истина - это адекватное (правильное) отражение объективной действительности познающим субъектом. Другими словами, истина - это мысль, которая верно отражает объективную действительность. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истинны те мысли, которые соответствуют действительности. Эта концепция истины считается классической. Истина (правда) противоположна заблуждению, неправде.
Заблуждение - это то, что не соответствует реальности, но принимается за истину.
Ложь, неправда - это сознательное искажение действительности с целью ввести кого-то в обман.
С точки зрения нравственности заблуждение - добросовестная неправда, а ложь - недобросовестная.
|
|
Наши высказывания ложны, если в них утверждается то, чего нет на самом деле, в реальной жизни, например: «Вчера в Чебоксарах произошло землетрясение». Заблуждения, ошибки сопутствуют познанию мира как следствие его отражения, внесения в содержание знания тех связей и отношений, которые отсутствуют в самой действительности.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Таким образом философы пришли к выводу о существовании объективной истины, не зависимой от произвола людей, их пристрастий и интересов. Субъективная сторона связана с особенностями органов чувств, нервной системы, деятельностью головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.
Задача науки - наращивать объективное знание о мире.
Одни знания соответствуют действительности полностью, точно; другие - только частично. Поэтому говорят, что истина имеет разные свойства: она объективна; она относительна и вместе с тем в определенной мере абсолютна.
Принято выделять истину абсолютную и относительную. Эти понятия отражают разное соответствие наших знаний действительности.
Абсолютная истина есть объективная истина в полном объеме, есть абсолютно точное отражение действительности. Это такая истина, которая никогда не может быть опровергнута (после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца). Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
|
|
Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели - относительные истины, т.е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего, сам мир бесконечен и изменчив. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента. В итоге на каждом этапе мы получаем знания, неполные, незавершенные, невечные.
Относительная истина - это такая объективная истина, которая находится в процессе развития познания, науки, непрерывно уточняется, конкретизируется, углубляется. Относительная истина может содержать наряду с правильными положениями и заблуждения. Причины этого кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человека. По мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими. Путь познания напоминает лестницу, где каждая вновь открытая истина - ступень к следующей.
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Процесс открытия истины - долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии.