Образование Персидской державы

Завоевательную политику Кира продолжал его сын Камбиз (529—522 гг. до н. э.). Он тщательно подготовился к египетскому похо­ду, используя флот финикийцев. В отличие от «мягкой» дипломатии Кира, в покоренном Египте Камбиз установил террористический режим. Но последнее крупное го­сударство Востока было все же покорено, и Персия — вслед за Ассирией — превратилась, по -понятиям того времени, в миро­вую державу.

Как же было организовано управление этой огромной тер­риторией? Об этом мы узнаем из знаменитой надписи царя Дария I (522—486 гг.), высеченной в горах на одной из скал. Все Персидское государство делилось на ряд сатрапий, причем, как правило, каждая покоренная персами страна представляла собой отдельную сатрапию (Египет, Вавилония, Лидия и т. п.). Правители сатрапий, или сатрапы, назначались самим царем, непосредственно ему подчинялись и обладали полнотой судеб­ной и административной власти.

Все сатрапии были обложены денежными или натуральными налогами. Так, Египет был обязан поставлять хлеб для про кормления 120-тысячного гарнизонного войска. Казна Дария получала благодаря всем налогам ежегодно многомиллионные доходы.

Дарий провел монетную реформу. Впервые в истории для огромного государства, состоявшего из ряда стран, была вве­дена единая «валюта». Это была золотая монета — «дарик», че­канить которую мог только царь, тогда как сатрапам разреша­лось чеканить свою серебряную и медную монету. Введение дарика содействовало развитию торговли. В этих же целях пра­вительство Дария проявляло заботу о проведении больших Дорог и их охране. По тем временам персидские дороги были проложены образцово: на них через каждые 20 км располага­лись гостиницы и почтовые станции. Конечно, проведенные в Персии дороги имели не только торговое, но и военно-страте­гическое значение.

Дарий провел и военную реформу. В сатрапиях были пос­тавлены постоянные воинские гарнизоны, а все государство раз­делено на пять военных округов, не совпадающих с сатрапиями. Командующие военными округами подчинялись непосред­ственно царю.

Таково было устройство Персидского государства при Дарий. Особое положение в нем занимали сами персы. Они служили в армии, занимались земледелием и скотоводством. Они освобож­дались от всех налогов и трудовых повинностей — эти послед­ние были уделом лишь населения покоренных Персией стран. В целом огромная Персидская держава, как и предшествующая ей Ассирийская, тожо являлась колоссом на глиняных ногах: она держалась лишь сшгой оружия, а прочные экономические и политические связи между входящими в нее странами отсут­ствовали. Эта внутренняя слабость Персидского государства проявилась со всей наглядностью, когда персам пришлось столк­нуться с наиболее опасным врагом, а именно — с греками.

Религии и культура Персии Как и во всех стРанах Древнего Востока,религия имела большое значение в жизни иранского общества. Древнейшая иранская религия сводилась к культу природы (например, гор) и живот­ных. Затем распространился культ племенного бога персов Аху-рамазды и солнечного бога Митры. Считают, что со времени Дария появляется религия зороастризма (называемая так по имени легендарного пророка Зороастра), для которой характер­но представление о борьбе во всем мире доброго и злого начала, света и тьмы.

Иранская культура в целом имела малосамостоятельный характер. Литературные памятники почти отсутствуют. На иранской архитектуре сказалось сильное влияние Египта и Ас­сирии. Свою систему письменности персы заимствовали у вавилонян, правда, в дальнейшем они на основе клинописи раз­работали алфавитное письмо. Несамостоятельный характер древнеперсидской культуры объясняется военным характером самого государства, его пестротой и неоднородностью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: