Завоевательную политику Кира продолжал его сын Камбиз (529—522 гг. до н. э.). Он тщательно подготовился к египетскому походу, используя флот финикийцев. В отличие от «мягкой» дипломатии Кира, в покоренном Египте Камбиз установил террористический режим. Но последнее крупное государство Востока было все же покорено, и Персия — вслед за Ассирией — превратилась, по -понятиям того времени, в мировую державу.
Как же было организовано управление этой огромной территорией? Об этом мы узнаем из знаменитой надписи царя Дария I (522—486 гг.), высеченной в горах на одной из скал. Все Персидское государство делилось на ряд сатрапий, причем, как правило, каждая покоренная персами страна представляла собой отдельную сатрапию (Египет, Вавилония, Лидия и т. п.). Правители сатрапий, или сатрапы, назначались самим царем, непосредственно ему подчинялись и обладали полнотой судебной и административной власти.
Все сатрапии были обложены денежными или натуральными налогами. Так, Египет был обязан поставлять хлеб для про кормления 120-тысячного гарнизонного войска. Казна Дария получала благодаря всем налогам ежегодно многомиллионные доходы.
|
|
Дарий провел монетную реформу. Впервые в истории для огромного государства, состоявшего из ряда стран, была введена единая «валюта». Это была золотая монета — «дарик», чеканить которую мог только царь, тогда как сатрапам разрешалось чеканить свою серебряную и медную монету. Введение дарика содействовало развитию торговли. В этих же целях правительство Дария проявляло заботу о проведении больших Дорог и их охране. По тем временам персидские дороги были проложены образцово: на них через каждые 20 км располагались гостиницы и почтовые станции. Конечно, проведенные в Персии дороги имели не только торговое, но и военно-стратегическое значение.
Дарий провел и военную реформу. В сатрапиях были поставлены постоянные воинские гарнизоны, а все государство разделено на пять военных округов, не совпадающих с сатрапиями. Командующие военными округами подчинялись непосредственно царю.
Таково было устройство Персидского государства при Дарий. Особое положение в нем занимали сами персы. Они служили в армии, занимались земледелием и скотоводством. Они освобождались от всех налогов и трудовых повинностей — эти последние были уделом лишь населения покоренных Персией стран. В целом огромная Персидская держава, как и предшествующая ей Ассирийская, тожо являлась колоссом на глиняных ногах: она держалась лишь сшгой оружия, а прочные экономические и политические связи между входящими в нее странами отсутствовали. Эта внутренняя слабость Персидского государства проявилась со всей наглядностью, когда персам пришлось столкнуться с наиболее опасным врагом, а именно — с греками.
|
|
Религии и культура Персии Как и во всех стРанах Древнего Востока,религия имела большое значение в жизни иранского общества. Древнейшая иранская религия сводилась к культу природы (например, гор) и животных. Затем распространился культ племенного бога персов Аху-рамазды и солнечного бога Митры. Считают, что со времени Дария появляется религия зороастризма (называемая так по имени легендарного пророка Зороастра), для которой характерно представление о борьбе во всем мире доброго и злого начала, света и тьмы.
Иранская культура в целом имела малосамостоятельный характер. Литературные памятники почти отсутствуют. На иранской архитектуре сказалось сильное влияние Египта и Ассирии. Свою систему письменности персы заимствовали у вавилонян, правда, в дальнейшем они на основе клинописи разработали алфавитное письмо. Несамостоятельный характер древнеперсидской культуры объясняется военным характером самого государства, его пестротой и неоднородностью.