1. Ознакомить студентов с существующими моделями жизненного пути, понятиями карьера, спортивная карьера, анализ спортивной карьеры, модели спортивной карьеры, этапы спортивной карьеры. Привести примеры возможных моделей спортивной карьеры.
2. Дать задание разбить свою спортивную карьеру на ряд этапов, отмеченных определенными вехами. Попросить представить ее в виде некого образа или ряда образов, сменяющих друг друга. Модель должна быть динамичная, развивающаяся во времени. В ней может присутствовать сам спортсмен, но повествование должно вестись от третьего лица. Реальные люди могут фигурировать в рассказе, но их профессии и имена должны быть заменены; возможно, чтобы они выступили в роли неодушевленных предметов или природных явлений. Все это должно быть представлено в виде рисунка или схемы на листе бумаги. На выполнения задания дается 10-20 мин.
3. Каждый участник представляет вариант своей модели спортивной карьеры, сопровождая его или показом рисунка, или воспроизведением рисунка на аудиторной доске. Остальные участники — активные слушатели и заинтересованные собеседники. После того как рассказ закончен, слушатели обязаны задавать докладчику разнообразные вопросы (не меньше трех каждый). Вопросы могут иметь уточняющий, критичный, опровергающий, провоцирующий характер и др. Докладчик обязан на них ответить; все ответы на вопросы, касающиеся его спортивной карьеры, даются от третьего лица.
|
|
4. Если докладчик хочет в процессе ответа на вопросы что-то изменить в рисунке или добавить, а может, и вообще перерисовать свою модель, это только приветствуется. И по окончании ответов на вопросы докладчик по просьбе ведущего должен пояснить, что
спровоцировало желание изменить модель спортивной карьеры. В заключение, если группа не дала положительной оценки модели, ведущий обязательно задает вопросы, подводящие выступающего к осознанию значимости и ценности его деятельности. Примеры моделей спортивной карьеры (из практики) 1. Альпинист, идущий с группой других альпинистов в гору, гора скользкая, идти тяжело, то и дело один за другим альпинисты скатываются к подножию, но группа самых упорных продолжает восхождение. На этом трудном пути альпинисты поддерживают друг друга. И вот вершина покорена, альпинисты слишком долго радуются этому и забывают, что нужно идти дальше, поэтому по одному начинают скатываться вниз, в то время как их инструктор не бросает им спасительный конец веревки, а наблюдает за тем, | что будет с ними дальше. Одному альпинисту удалось зацепиться | за выступ, он потихоньку начал карабкаться вверх на вершину. | Когда он на нее выбрался, основной группы с инструктором там | уже не было. Они покоряли уже другую вершину, более сложную. ' Альпинисту пришлось прилагать неимоверные усилия, чтобы j догнать их. На этом пути он сбил руки в кровь, повредил ногу, потерял провизию, но так и не догнал идущих впереди. Возможные вопросы:
|
|
o Какие эмоции переживал альпинист, когда оказался на вершине?
o Когда еще в своей жизни он испытывал подобные эмоциональные состояния?
o Почему инструктор не помогал соскальзывающим альпинистам?
o Как к этому относились оставшиеся альпинисты?
o Почему альпинисту удалось зацепиться за выступ?
o Почему он решил снова забраться на скалу?
o Зачем он хотел догнать группу?
o Какие полезные навыки альпинист приобрел в этом походе?
o Какие личностные качества помогли ему все же покорить вершину второй раз?
2. В тихом лесу пробился маленький ручеек, ему было все интересно, и он побежал по лесу. Сначала все было гладко, он бежал, набирал силу, расширялся, в него вливалась чистая вода, и он креп. Но вот случилось несчастье: однажды в него вылили грязную, мазутную воду и ручеек начал болеть, но со временем ему удалось очиститься, и он снова стал искать новых приключений. Его путь был уже не так гладок, множество новых препятствий возникало на его пути, то поваленное дерево преградит путь, и его надо обегать, то дети специально построят дамбу, и ее надо пробивать. Все это ручеек преодолел, и только он подумал, что вот сейчас вырвется на свободный простор, как с нескольких сторон его подхватили другие ручейки и понесли с двойной скоростью. Ручеек не успевал ничего замечать по сторонам, не мог остановиться, вырваться, следовать своим путем. Но со временем ручейку понравилась скорость, с которой его несло вперед, он чувствовал сильную направляющую струю. В этом потоке были нестрашны никакие препятствия, никакие пороги. И однажды этот веселый, бурный поток влился в спокойное тихое озеро. Ручеек был даже рад этому, так как очень устал бежать и уже много чего успел в жизни увидеть и преодолеть. Но иногда ему не хватает движения и хочется вырваться из спокойного озера, но это невозможно.
Возможные вопросы:
o Откуда взялись другие ручейки, влившиеся в него?
o Почему ручеек не мог вырваться из подхватившего его потока?
o При каких иных обстоятельствах он смог бы вырваться из общего потока?
o Почему ручейку понравилось в общем потоке?
o Что интересного видел ручеек в жизни?
o Что считает наиболее ярким впечатлением?
o Почему невозможно вырваться из озера?
o Какие преимущества существования в тихом озере перед быстрым бегом в общем потоке?
Контрольные вопросы
1. Что такое профессиональная карьера?
2. В чем состоят особенности спортивной карьеры?
3. Каковы возможности использования данного метода для анализа других профессиональных видов деятельности?
4. Каковы причины эффективности данного метода?
Рекомендуемая литература
Марасанов Г.И. социально-психологический тренинг. М.; Совершенство, 1998.
Психологи здоровья: Учебник для вузов/ под ред.Г.С.Никифорова. СПб; Питер, 2003.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивноей карьеры: Учеб. Пособие.СПб.; Центр «Карьера», 1990.
[1] Детали такого расчета представлены в специальном литературе, например: Карпман В. Л., Белоцерковский 3. В., Гудков И. Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988
[2] Дробиее об этом см.: Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические Рекомецдации по проведению. СПб.: Речь, 2001
[3] Резльтаты адаптации и стандартизации теста Кеттелла предоставила канд. пснхол. наук доцент Л. В. Мургулец.
[4] Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М, 1999
[5] Schuller I. S., Comunian A. L. Cross-Cultural Comparison of Arousability and Optimism beale (AOS) // 18" International Conference of Stress and Anxiety Research Society, "usseldorf, 1997
|
|
[6] Данные дипломной работы О. Г. Новиковой «Оптимизм и сопиально-психологиче-20гн ;,лапта11ия». выполненной под руководством доцента Н. Е. Водопьяновой (СПб
[7] HobfoII St. Е. Stress, culture, and community. N.Y. and London, 1998
[8] Ресурс (от франц. ressonrse) - вспомогательное средство, используемое в особых или исключительных случаях для получения желаемого результата.
[9] Толерантность (устойчивость) — нереагирование на негативную ситуацию, факторы стресса в результате снижения чувственно-эмоционального реагирования на те или иные угрозы из социума
[10] Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» Дисс.канд. психол. наук. СПб., 2002
[11] Hobfoil S. Е. Stress, culture, and community. The psychology and philosophy of stress. 'New York, 1998
[12] Hobfoll S. Е. & Lilly R. S. Resource conservation as a strategy for community psychology //Journal of Community Psychology. 1993. № 21. P. 128-148.
[13] Eliot R. 5. From Stress to Strength. N.Y., 1993.
[14] Леей Л., Андерсон А. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М., 1979
[15] Пономарева Г. А. Субъективная оценка как показатель здоровья работающих // ЗРФ. № 2. С. 44-45.
[16] Гундаров И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Сборник научи.-метод, материалов для службы ФЗОЖ. М., 1991.
[17] Зинкевич-Евстпшнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2001
[18] Цит. по: Бурно М Е. Самовнушение и аутогенная тренировка. М., 1975. С. 8.
[19] Sportpsychologie fur Sportier, Sportfunktionaren und Sportartzten. Leipzig, 1980
[20] Приведены общие принципы и подходы к проведению рациональной терапии с лицами, пострадавшими от воздействия психотравмирующих факторов, вызванных экстремальными ситуациями
[21] Приведен наиболее простой вариант AMP
[22] Приведен наиболее простой вариант ПМР
[23] Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ 1991.
[24] Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М, 2001
[25] Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
[26] Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии. СПб., 2000.
|
|