1. Человек как предмет философии.
2. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид»,«личность».
3. Личность и общество.
4. Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация.
Термины, которые необходимо запомнить: человек, личность, индивид, ценности, социальные качества человека, тип личности,
Проблемно-поисковые вопросы:
1. В чем, по Вашему мнению, заключается сущность человека?
2. Какие из современных взглядов на человека максимально отражают его сущность? Свой ответ аргументируйте.
3. Какие черты личности превалируют у современного человека?
4. Может ли человек оторваться от влияния общества?
5. Какой смысл вкладывается в слово «интеллигенция»?
6. Почему проблему ценностей следует рассматривать как социальную проблему?
Темы рефератов
1. Дегуманизация современного человека.
2. Гуманистический потенциал современного человека.
3. Единство человека и мира у К. Ясперса.
4. Социальна среда как фактор формирования личности в представлениях неофрейдистов.
5. Роль и статус интеллигенции в современном обществе Украины.
6. Проблема ценностей современного общества.
Список литературы
1. Аргаил М. Психология счастья. – М., 1980.
2. Бакулов А.В., Бойко А.Г., Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. – Киев, 1992.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва, 1999.
4. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.
5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
6. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. - № 2.
7. Семенов Ю.И. Человек и общество. – М., 1991.
8. Феномен человека. Антология. – М., 1993.
9. Франк С. Духовные основы общества. – М., 1992.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
11. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.
12. Человек и общество. – М., 1993.
Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
1. Понятие общественного прогресса и его критерий.
2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса.
3. Глобальные проблемы современности.
4. Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего.
Специфика данной темы состоит в том, что она представляет собой применение принципа развития к анализу сущности и закономерностей исторического процесса. Поэтому в лекции особое внимание отводится раскрытию вопроса о развитии общества как целостной системы, источника его самодвижения и саморазвития, исследованию сущности, типов и критериев общественного развития.