Особенности индийской философии

Особенности онтологического учения индийской философии. Подобно европейской философии до 17-го века, индийская философия также занималась религиозными проблемами, и уделяла большое внимание размышлениям над познанием трансцендентного. Эстетика и учение об обществе и государстве у них не входили в философию и считались отдельно стоящими науками.

Поскольку индусы верят в циклическую вечность возобновляющегося мирового процесса, им не были созданы собственная философия истории. У них бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Брахма-Космос живет 100 космических лет (8640000000 земных), после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет, то есть до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы-Космоса жизнь появляется заново, но уже в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Уже в Ведах, наряду с гимнами в честь многочисленных богов встречается понятие единого мирового порядка – понятие Риты. Она первооснова мира и действующих в нем законов, единый принцип, стоящий и над людьми, и над Богами.

В «Упанишадах» содержались следующие религиозно-идеалистические идеи:

«О единстве целостной духовной субстанции, брахмана, и индивидуальной души – Атмана;

«О бессмертии души», которая переходит из одного рождения в др., согласно закону кармы.

А также взгляды материалистов и атеистов, которые:

- отвергали авторитет Вед;

- отрицали, существование души после смерти человека;

- считали первоосновой мира одно из материальных начал (воду,

огонь, воздух, свет, пространство или время).

Таким образом, онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на Риту, как закона о космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.

Особенности гносеологии древнеиндийской философии. О тличительной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Главной пружиной генезиса древнеиндийской философии считают борьбу между материализмом и идеализмом, которые постоянно провоцировали ожесточенные споры между различными философскими школами. Это, в свою очередь, инициировала рождение логики, как науки об искусстве спора, об источниках знания и о достоверном знаний. Первые сведения об индийской логике можно почерпнуть уже в ранних буддийских источниках (3в. до н. э.), далее логика развивается в школе ньяи, а позднее – в трактатах буддийских логиков Дигнаги, Дхармакрити и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: