Задание 9. Сколько ошибок допущено в приведенных ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить?
1.Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2. Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни. 3. Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.
4. Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы. 5. Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.
Задание10. Поставьте ударение в грамматических формах следующих слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение.
Баловать – балую – балует – балованный.
Важный – важна – важно – важны.
Гнать – гонит – гнала – гнали.
Длинный – длинна – длинно – длинны.
Ждать – ждала – ждало – ждали.
Звонить – звонит – звонишь – звонят.
Красивый – красивее – красивейший.
Ломоть – ломтя – ломти.
Начать – начал – начала – начали.
Понять – понял – поняла – поняли.
|
|
Равный – равна – равны.
Сердиться – сердится – сердятся.
Целый – цел – цела – цело.
Ясли – яслей – в яслях.
Тема 2.3. Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке.
В современном русском языке слова образуются двумя способами – морфемным (его еще называют морфологическим, или аффиксным) и безморфемным (или безаффиксным).
Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Слово морфема имеет греческий корень морфе (форма). Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда слов и форм. Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной, или аффиксом (аффикс – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы – суффиксы и приставки). Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Чтобы определить, как образовалось слово, нужно:
1) найти слово, объясняющее лексическое значение данного, самое близкое ему по строению: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (совершить передвижение с одного места на другое, бежать с одного места на другое);
2) выделить производящую основу (основу, на базе которой образуется новое слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании):
зимний зима;
домик дом;
перебежать бежать;
3) указать в разбираемом слове производящую основу, выделить в нем производную основу (основу, входящую в производное слово, то, которое произведено, образовано);
4) выделить морфему, образующую слово:
зим/н/ий зима;
дом/ик дом;
пере/бежать бежать;