Материал для наблюдений
Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном участии приставки и суффикса в образовании производной основы.
Упражнения
1. Выделите аффиксы, установив словообразовательную соотнесенность и записав словообразовательную цепочку.
Обезжирить, засекретить, смерзнуться, изредка, подледный, приречный, околоземный, межвластье, заплечье, подснежник.
2. Различайте суффиксы! Если глагол с приставкой обез(с)- имеет значение «лишить кого-либо чего-то», в суффиксе пишите гласную и. Если глагол обозначает «самому лишиться чего-либо», то в суффиксе следует писать гласную е. Запишите, вставляя гласную суффикса.
Обезжир_ть (лишить жира), обеспамят_ть (лишиться памяти), обезбол_ть (лишить боли), обезлес_ть (лишиться леса), обессол_ть (лишить соли).
3. Составьте со словами предыдущего упражнения 4 предложения, выделите суффиксы.
4. Запишите в два столбика слова (образованные приставочно-суффиксальным способом – в один столбик и слова, образованные другим способом, – во второй столбик), выделите их словообразовательные морфемы.
|
|
Бессмыслица, беседа, мастеровой, непоседа, поднебесный, выходной, помирить, расстараться, заболотить присесть.
5. Найдите «четвертое лишнее»:
а) вышить, выяснить, выбелить, выявить;
б) настольный, настенный, наземный, нарядный;
в) сотрудник, собеседник, советник, соотечественник.
6. Замените сочетания слов близким по значению словом, образованным приставочно-суффиксальным способом.
а) Плясать с увлечением (от-/-ыва-); б) сделать крупным (у-/-и-); в) лишить секрета (рас-/-и-); г) находящийся над землей (над-/-н-); д) лишенный воли (без-/-н-); е) находящийся у города (при-/-н-) ж) лишенный счастья (не-/-н-); з) группа звезд (со/-и-); и) небольшая горка, бугор (при-/-ок); к) место между ребрами (меж-/-й-).
7. С помощью толкового словаря составьте свой диктант из пяти слов, аналогичный заданию из предыдущего упражнения.
8. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник!
(С.Маршак)
9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните постановку знаков препинания. Найдите примеры слов, образованных приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
Разозлилась ст_руха зима. Зап_р_шила снегом поля зав_лила сугробами леса одела д_ревья л_дяной корой и посыла_т мороз за морозом. Идут морозы один другого злее с елки на елку п_р_прыгивают да пощ_лкивают зв_рей пуга_т.
|
|
(По К.Ушинскому)
10. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выпишите их, произведите словообразовательный разбор.
1) Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
2) К весне подросли, окрепли мишки.
3) Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает.
4) Это были шустрые и беспокойные зверьки.
5) Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
(Е.Чарушин)
11. Определите значение словообразовательных аффиксов:
а) заречный, загородный, закордонный;
б) пододеяльник, подстаканник, подфарник;
в) безвинный, бессмысленный, безгласный.