Материал для наблюдений.
Определите, какое из слов от какого образовалось:
весна – весенний; рисовать – разрисовать; солнце – солнышко; лес – подлесок; городской – город; прочитать – читать; пригорок – гора.
Как вы догадались?
Упражнения.
1. В парах слов определите, где производящая, а где производная основа. Запишите по образцу:
Вырасти, расти; трактор, тракторист; ручка, рука; дорога, придорожный; засахарить, сахар.
2. Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные основы: мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.
3. От какого из слов образовано данное? Выберите из двух однокоренных исходное:
Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье, счастливый), трубач (трубить, труба), соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный, вкус).
4. Выпишите слова, имеющие производящую основу: веточка, звездочка, булочка, ласточка, горочка, корочка.
5. Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами по образцу:
Учительница, пианистка, школьник, дошкольник, столичный, дорожный, придорожный, елка, апрельский, закричать, подружиться, опасно.
|
|
6. Найдите «четвертое лишнее»:
1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;
2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;
3) намордник, наколенник, накомарник, набалдашник.
1. Приставочный способ словообразования. Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным.
Материал для наблюдений
а) Возьмем глагол бежать. Подберите к нему однокоренные глаголы, обозначающие «движение внутрь», «движение наружу», «передвижение с одного места на другое». Подумайте и скажите, какая часть слова придает глаголу бежать эти значения. Назовите производящую и производные основы названных глаголов.
б) Сравните слова по лексическому значению и по составу: а) лететь, прилететь, улететь; б) ехать, приехать, уехать; в) нести, принести, унести.
Упражнения
1. Какие приставки могут образовать существительные с противоположным значением:
а) порядок, удача, успех;
б) циклон, частица, фашист;
в) атака, удар, разведка?
2. С помощью разных приставок образуйте глаголы от данных: ходить, бежать, ползти, бросить.
3. Какие пары глаголов с противоположным значением можно образовать приставочным способом от глаголов толкнуть, катить, грести?
4. Образуйте приставочным способом имена прилагательные: веселый, вкусный, сильный.
5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.
а) Час обеда приближался.
Топ_т по дв_ру раздался.
Входят семь бог_тырей,
Семь румяных ус_чей.
б) Перед утренней зарею
|
|
Брат_я дружн_ т_лпою
Выезжают погулять,
Серых уток п_стр_лять.
(А.Пушкин)
6. Подумайте и скажите: слова какой части речи чаще всего образуются приставочным способом? Почему?
7. Прочитайте текст. Подготовьте его выразительное чтение. Выпишите слова, образованные приставочным способом, произведите их словообразовательный разбор. Найдите в стихотворении глаголы, имеющие синонимичные и антонимичные приставки, укажите их.
Эй,
Спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет:
Всех,
Кого ни встретит,
Клеит!
...Все скамейки
Стали клейки.
Кто присел –
Пристал к скамейке!
Не успев закончить драки,
Кот
Приклеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Прилепился грузовик.
Склеил банки и бутылки,
Ложки,
Плошки,
Чашки,
Вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу –
Не отклеить ни за что.
(Б.Заходер)
8. Определите словообразовательное значение приставок:
а) доделать, дописать, доработать;
б) входить, вписать, внести;
в) неправда, непорядок, неуспех.
9. Сколько в словах приставок? Докажите верность своего ответа, построив словообразовательные цепочки.
Преподнести, недоесть, препротивный, небезуспешный.
2. Суффиксальный способ словообразования. Суффикс – значимая морфема, присоединяемая к производящей основе сзади и служащая для образования новых слов и форм одного слова. Словообразование изучает только словообразовательные суффиксы, т.е. те, с помощью которых появляются новые слова. Такой способ образования слов называется суффиксальным. Формообразующие суффиксы изучает морфология (наука о частях речи). С некоторыми морфемами, образующими формы слова, вы уже встречались. Это, например, -л- – суффикс прошедшего времени глагола, -ть – суффикс неопределенной формы глагола (в некоторых учебниках -ть считается окончанием. – Ред.).
Материал для наблюдений
Какие из данных слов обозначают предметы, а какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары: барабан – барабанщик; камень – каменщик; стекло – стекольщик?
Какие из слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: мех – меховой; шерсть – шерстяной; серебро – серебряный?
Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: зеленый – зеленеть; голубой – голубеть; желтый – желтеть?
Сравните глаголы. Докажите, что во втором столбике – формы одного слова:
дуть – дунуть;
переписать – переписывать;
дуть – дул;
переписать – переписала.
Слова в первом столбике имеют разные лексические значения – значит, это разные слова, во втором столбике глаголы различаются лишь временем, т.е. грамматическим значением. Это формы одного слова. Способ образования слов с помощью суффиксов называется суффиксальным.
Упражнения
1. Отгадайте загадки. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете: почему в загадках так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
а) Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
б) Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
в) Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
г) Два брюшка, четыре ушка.
2. Прочитайте текст. Подготовьтесь писать по памяти. Определите значения суффиксов в выделенных словах.
РАПУНЫ
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
|
|
(Б.Заходер)
3. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста 5 слов, образованных суффиксальным способом, постройте их словообразовательную цепочку.
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными то совсем золотистыми. А внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве по дорожке. Солнце и в небе и на земле.
(Г.Скребицкий)
4. Прочитайте стихотворение выразительно. Выпишите из него формы одного слова. Посоревнуйтесь, кто найдет в тексте больше слов, образованных суффиксальным способом.
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.
(Б.Заходер)
5. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, что объединяет выделенные слова. Свое мнение обоснуйте.
– Нашла о чем говорить! – заголосила Мышь, трясясь от носа до кончика хвоста. – Как будто это я завела разговор! Ненависть к кошкам у меня в роду. Они все – гордячки! Слышать о них не желаю!..
– Ну, конечно, конечно, – поспешно перебила ее Алиса, не зная, о чем бы еще поговорить. – Скажите, вы любите... э-э-э... собачек?
Мышь промолчала, и Алиса смело продолжила:
– Рядом с нами живет один славный песик. Вы много потеряли, если до сих пор с ним не познакомились. Такой, знаете, фокстерьер с блестящими глазками и курчавой шерсткой... Если бросить палочку, он ее вам принесет. Словом, всего и не припомнишь... Этот песик такой полезный, прямо незаменимый!
(По Л.Кэрроллу)
Скажите, как, по-вашему, любит ли Алиса собак? Как вы догадались? А если бы Мышь попыталась описать «славного песика», живущего рядом с Алисой, что бы у нее получилось? Напишите, какие существительные она бы использовала вместо слов песик, глазки, шерстка, зубки, хвостик?
|
|
6. Выделите суффиксы. Определите их словообразовательное значение:
а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый:
б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;
в) красненький, маленький, тоненький;
г) глазищи, домище, арбузище;
д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.