Сделать вывод о способе образования данного слова

Материал для наблюдений.

Определите, какое из слов от какого образовалось:

весна – весенний; рисовать – разрисовать; солнце – солнышко; лес – подлесок; городской – город; прочитать – читать; пригорок – гора.

Как вы догадались?

Упражнения.

1. В парах слов определите, где производящая, а где производная основа. Запишите по образцу:

Вырасти, расти; трактор, тракторист; ручка, рука; дорога, придорожный; засахарить, сахар.

2. Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные основы: мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.

3. От какого из слов образовано данное? Выберите из двух однокоренных исходное:

Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье, счастливый), трубач (трубить, труба), соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный, вкус).

4. Выпишите слова, имеющие производящую основу: веточка, звездочка, булочка, ласточка, горочка, корочка.

5. Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами по образцу:

Учительница, пианистка, школьник, дошкольник, столичный, дорожный, придорожный, елка, апрельский, закричать, подружиться, опасно.

6. Найдите «четвертое лишнее»:

1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;

2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;

3) намордник, наколенник, накомарник, набалдашник.

1. Приставочный способ словообразования. Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным.

Материал для наблюдений

а) Возьмем глагол бежать. Подберите к нему однокоренные глаголы, обозначающие «движение внутрь», «движение наружу», «передвижение с одного места на другое». Подумайте и скажите, какая часть слова придает глаголу бежать эти значения. Назовите производящую и производные основы названных глаголов.

б) Сравните слова по лексическому значению и по составу: а) лететь, прилететь, улететь; б) ехать, приехать, уехать; в) нести, принести, унести.

Упражнения

1. Какие приставки могут образовать существительные с противоположным значением:

а) порядок, удача, успех;

б) циклон, частица, фашист;

в) атака, удар, разведка?

2. С помощью разных приставок образуйте глаголы от данных: ходить, бежать, ползти, бросить.

3. Какие пары глаголов с противоположным значением можно образовать приставочным способом от глаголов толкнуть, катить, грести?

4. Образуйте приставочным способом имена прилагательные: веселый, вкусный, сильный.

5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.

а) Час обеда приближался.

Топ_т по дв_ру раздался.

Входят семь бог_тырей,

Семь румяных ус_чей.

б) Перед утренней зарею

Брат_я дружн_ т_лпою

Выезжают погулять,

Серых уток п_стр_лять.

(А.Пушкин)

6. Подумайте и скажите: слова какой части речи чаще всего образуются приставочным способом? Почему?

7. Прочитайте текст. Подготовьте его выразительное чтение. Выпишите слова, образованные приставочным способом, произведите их словообразовательный разбор. Найдите в стихотворении глаголы, имеющие синонимичные и антонимичные приставки, укажите их.

Эй,

Спасайтесь поскорей –

Убежал из кухни клей!

Никого он не жалеет:

Всех,

Кого ни встретит,

Клеит!

...Все скамейки

Стали клейки.

Кто присел –

Пристал к скамейке!

Не успев закончить драки,

Кот

Приклеился к собаке,

А к трамваю

В тот же миг

Прилепился грузовик.

Склеил банки и бутылки,

Ложки,

Плошки,

Чашки,

Вилки,

Склеил вешалку и шляпу,

Склеил лампу и пальто,

К стулу он приклеил папу –

Не отклеить ни за что.

(Б.Заходер)

8. Определите словообразовательное значение приставок:

а) доделать, дописать, доработать;

б) входить, вписать, внести;

в) неправда, непорядок, неуспех.

9. Сколько в словах приставок? Докажите верность своего ответа, построив словообразовательные цепочки.

Преподнести, недоесть, препротивный, небезуспешный.

2. Суффиксальный способ словообразования. Суффикс – значимая морфема, присоединяемая к производящей основе сзади и служащая для образования новых слов и форм одного слова. Словообразование изучает только словообразовательные суффиксы, т.е. те, с помощью которых появляются новые слова. Такой способ образования слов называется суффиксальным. Формообразующие суффиксы изучает морфология (наука о частях речи). С некоторыми морфемами, образующими формы слова, вы уже встречались. Это, например, -л- – суффикс прошедшего времени глагола, -ть – суффикс неопределенной формы глагола (в некоторых учебниках -ть считается окончанием. – Ред.).

Материал для наблюдений

Какие из данных слов обозначают предметы, а какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары: барабан – барабанщик; камень – каменщик; стекло – стекольщик?

Какие из слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: мех – меховой; шерсть – шерстяной; серебро – серебряный?

Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: зеленый – зеленеть; голубой – голубеть; желтый – желтеть?

Сравните глаголы. Докажите, что во втором столбике – формы одного слова:

дуть – дунуть;

переписать – переписывать;

дуть – дул;

переписать – переписала.

Слова в первом столбике имеют разные лексические значения – значит, это разные слова, во втором столбике глаголы различаются лишь временем, т.е. грамматическим значением. Это формы одного слова. Способ образования слов с помощью суффиксов называется суффиксальным.

Упражнения

1. Отгадайте загадки. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете: почему в загадках так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

а) Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

б) Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала.

в) Зелененький,

Маленький,

По полу елозит,

Себя не занозит.

Обежал весь теремок

И опять встал в уголок.

г) Два брюшка, четыре ушка.

2. Прочитайте текст. Подготовьтесь писать по памяти. Определите значения суффиксов в выделенных словах.

РАПУНЫ

Под собой не чуя ног,

Скачет резвый Рапунок.

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.

(Б.Заходер)

3. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста 5 слов, образованных суффиксальным способом, постройте их словообразовательную цепочку.

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными то совсем золотистыми. А внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве по дорожке. Солнце и в небе и на земле.

(Г.Скребицкий)

4. Прочитайте стихотворение выразительно. Выпишите из него формы одного слова. Посоревнуйтесь, кто найдет в тексте больше слов, образованных суффиксальным способом.

В лесочке над речкой

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лесом, и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачьей.

(Б.Заходер)

5. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, что объединяет выделенные слова. Свое мнение обоснуйте.

– Нашла о чем говорить! – заголосила Мышь, трясясь от носа до кончика хвоста. – Как будто это я завела разговор! Ненависть к кошкам у меня в роду. Они все – гордячки! Слышать о них не желаю!..

– Ну, конечно, конечно, – поспешно перебила ее Алиса, не зная, о чем бы еще поговорить. – Скажите, вы любите... э-э-э... собачек?

Мышь промолчала, и Алиса смело продолжила:

– Рядом с нами живет один славный песик. Вы много потеряли, если до сих пор с ним не познакомились. Такой, знаете, фокстерьер с блестящими глазками и курчавой шерсткой... Если бросить палочку, он ее вам принесет. Словом, всего и не припомнишь... Этот песик такой полезный, прямо незаменимый!

(По Л.Кэрроллу)

Скажите, как, по-вашему, любит ли Алиса собак? Как вы догадались? А если бы Мышь попыталась описать «славного песика», живущего рядом с Алисой, что бы у нее получилось? Напишите, какие существительные она бы использовала вместо слов песик, глазки, шерстка, зубки, хвостик?

6. Выделите суффиксы. Определите их словообразовательное значение:

а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый:

б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;

в) красненький, маленький, тоненький;

г) глазищи, домище, арбузище;

д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: