Психологическому анализу урока должно предшествовать ознакомление со специальной литературой по вопросам психологии мышления и проблеме управления данным психическим процессом в контексте обучения.
В ходе выполнения задания целесообразно посетить цикл уроков. Отчет составляется по итогам анализа наиболее интересного и информативного из всех посещенных занятий.
Вышеуказанные позиции наблюдения следует соотносить с типом и структурой анализируемого урока (комбинированного объяснительно-иллюстративного, проблемного, урока-конференции, урока-диспута и др.).
При ведении записи урока можно использовать следующую форму:
Действия учителя | Действия учащихся | Пометки с использованием перечня вопросов и др. |
Смотрит фамилии по | Учащиеся листают | |
журналу: — Хочу по- | учебники и тетради. | |
слушать Дмитрия! | Спрошенный ученик | |
Что представлял со- | встает | |
бой Ливонский орден? | ||
(Выдерживает паузу.) | Ученик медленно, | К пункту 1:в данной |
— Слушаю тебя! | сбивчиво отвечает | ситуации педагог |
учитывает замедленный | ||
— Так... хорошо. | темп мыслительной | |
Ученик садится | деятельности ученика | |
В заключение психологического анализа урока формулируются основные выводы.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., 1992.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М., 1996.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990.
Психология мышления / Перевод с нем. и англ. под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1965.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.
ВАРИАНТ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:
АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагогическое общение — важнейшее средство создания в классе атмосферы равенства, справедливости, чуткости; мастерство педагога прежде всего проявляется в сфере общения с учащимися.
Существует закон переноса отношения школьников к учителю на их отношение к учебному предмету. И характер общения педагога с учениками — сильнейший фактор этого переноса. Авторитет учителя в глазах школьника во многом определяется коммуникативными качествами личности педагога.
Вместе с тем фактическое обретение учителями и студентами высокой компетентности в общении оказывается большой проблемой.
Цели
Развитие понятия о педагогическом общении.
Освоение общего способа изучения коммуникативного содержания уроков коллег с помощью отдельных позиций анализа.
Воспитание исследовательской культуры, создание условий для постепенного обращения способа анализа деятельности коллег в способ профессионального самоанализа, в метод педагогической рефлексии.