Если реклама дает повод для покупки товара, то стимулирование сбыта поощряет его. Говоря о стимулировании сбыта, можно на разделить объекты стимулирования на потребителей торговцев, а также деловых партнеров.
1. Стимулирование потребителей. Цели – поощрение покупок, поощрение повторных покупок, их переманивание от конкурентов. К основным способам стимулирования потребителей можно отнести:
· Пробные образцы
· Льготная цена упаковки (скидка, например, две пачки по цене одной и т.д.)
· Подарки (премии)
· Конкурсы, акции, игры
· Демонстрация продукта в местах продажи
· Вознаграждения для постоянных клиентов
· И т.п.
2. Стимулирование торговцев. Цели –убеждение оптовых и розничных торговцев включить товар в свой ассортимент или увеличить объем закупок. Способы достижения:
· Снижение цен
· Компенсация – сумма, предлагаемая за предоставление предприятием розничной торговли товаров определенным образом (компенсация за рекламу, за демонстрацию)
· Бесплатные товары
3. Стимулирование деловых партнеров.
· Специализированные выставки и конференции (возможность найти новых потенциальных клиентов, наладить отношения с потребителями, демонстрировать новые товары)
· Конкурсы среди торгового персонала (стимулирование собственного персонала или дилеров)
· Сувенирная реклама
Стимулирование сбыта наиболее эффективно при одновременном проведении рекламной компании. Считается, что ценовое стимулирование в сочетании с активной рекламой увеличивает объем продаж в среднем на 20%.
Преимущества и недостатки стимулирования сбыта
Преимущества:
· Приводит к кратковременному росту продаж и дополняет рекламу и личные продажи;
· Привлекает внимание и содержит информацию, способную вывести потребителя на товар;
· Содержит явное побуждение к совершению покупки, предлагая какую-либо уступку или льготу, представляющую ценность для потребителя;
· Содержит конкретное предложение немедленно совершить покупку.
Недостатки:
· Может использоваться только как дополнительный вид продвижения;
· Не может применяться постоянно;
· Часто смещает акцент с основных параметров качества на второстепенные;
· Чрезмерное использование элементов стимулирования сбыта может негативно сказаться на имидже торговой марки;
· Стимулирование сбыта в большинстве случаев сопряжено для компании со снижением цен, что негативно сказывается на прибыли на единицу продукции.