На железных дорогах применяют двух-, трех- и четырехзначную светофорную сигнализацию.
При двузначной сигнализации, применяемой в полуавтоматической блокировке, сигналы основных светофоров только запрещают или разрешают движение поездов на ограждаемый ими участок пути, не предупреждая об открытом или закрытом положении следующего светофора. В этом случае запрещающий сигнал светофора должен быть виден на расстоянии не менее нужного для остановки поезда перед закрытым светофором.
При существующих скоростях движения поездов этого обеспечить нельзя, поэтому машинист должен заблаговременно предупреждаться об остановке у следующего светофора. Этому требованию отвечает трехзначная сигнализация, применяемая, как правило, при автоблокировке и в пределах станций.
На проходных светофорах при трехзначной сигнализации применяют три сигнала: один зеленый огонь — «Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка»;
один желтый огонь — «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;
|
|
один красный огонь — «Стой! Запрещается проезжать сигнал». Такая сигнализация предусматривает наличие между попутными смежными светофорами расстояния не менее требуемого тормозного пути.
На линиях с интенсивным движением (пригородные участки крупных городов) для пропуска большого числа поездов необходимо сокращать время между их отправлением. Для этого уменьшают расстояние между смежными светофорами, чтобы ранее отправленный поезд за меньшее время прошел более короткие блок-участки и дал возможность скорее отправить следующий поезд. Для того чтобы при уменьшении расстояния между смежными светофорами было известно о закрытом светофоре на расстоянии не менее требуемого тормозного пути от него, машинист предупреждается о сигнале «Стой!» за два блок-участка, встречая при приближении поезда к закрытому светофору два предупредительных светофора. Из них первый по ходу поезда находится на расстоянии не менее тормозного пути от закрытого светофора и подает предупредительный сигнал один желтый и один зеленый огни, указывающий, что впереди свободны два, но коротких блок-участка, и к следующему светофору с желтым огнем должна быть снижена скорость до установленной. Сигнал второго по ходу светофора — один желтый огонь — указывает, что свободен один блок-участок. Если впереди свободны три или более блок-участка, на светофоре горит один зеленый огонь. Такая сигнализация называется четырехзначной, поскольку в ней применяются четыре сигнала: один зеленый огонь; один желтый и один зеленый огни; один желтый огонь и один красный огонь.
|
|
В светофорной сигнализации, кроме этих сигналов, используемых при движении на перегоне и по главному пути станций, применяются сигналы, необходимые при движении поездов с отклонением по стрелочным переводам на боковые пути станций при обгоне попутными и скрещении со встречными поездами. Движение поездов по стрелочным переводам с отклонением допускается со сниженной скоростью. Величина сниженной скорости зависит от крутизны кривой перехода поезда по стрелочному переводу на боковой путь.
Входной светофор. При приеме поезда на главный путь входной светофор подает сигналы; один зеленый огонь — следующий светофор открыт; один желтый огонь — следующий светофор закрыт.
Предвходной (предупредительный) светофор об открытом входном светофоре предупреждает сигналом — один желтый мигающий огонь, указывающим, что «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции».
Цветом и характером горения огня сигнал предупреждает о скорости у следующего светофора. Каждому из признаков отвечает такая скорость у следующего светофора с огнем:
зеленым (немигающим) — установленная скорость;
зеленым мигающим — не более 80 км/ч;
желтым мигающим — уменьшенная (не более 50 км/ч);
желтым (немигающим) — предупреждает об остановке: (нулевая скорость);
один красный — служит сигналом остановки и имеет одно значение: «Стой. Запрещается проезжать сигнал».
Таким образом, смысл каждого сигнала светофора складывается из указаний скорости у данного светофора, я одним из четырех признаков (один огонь, два огня, два огня с одной полосой и два огня с двумя полосами) и предупреждений о скорости у следующего светофора тоже одним из четырех признаков (зеленый, зеленый мигающий, желтый мигающий и желтый).