11.1. Особенности функционирования труда в общественном секторе в России.
Чтобы лучше понять специфику функционирования труда в общест-венном секторе экономики, следует помнить о том, что на практике учреждения этого сектора часто именуются учреждениями непроиз-водительной или социальной сферы, бюджетной сферы. Но название «непроизводственная» сфера не в полной мере соответствует содержанию и результатам труда работников этих учреждений. Оно возникло из марксистской теории, утверждающей, что стоимость продукта создается лишь трудом производительных рабочих, а работники социальной сферы непосредственного участия в производстве продукта не принимают. Между тем в стоимости продукта труда производственных рабочих содержится цена рабочей силы, применяемой при его изготовлении, в формировании которой участвуют работники, занятые в непроизводственной сфере. На практике это не учитывалось. Как результат, сложился остаточный принцип в финансировании учреждений бюджетной сферы. в действительности, две трети прироста производительности труда обеспечивают вложения в образование, культуру, здравоохранение.
|
|
В учреждениях социальной сферы сегодня занят примерно каждый четвертый работник России. Однако в большинстве учреждений социальной сферы сохраняется еще высокая нагрузка при низкой оплате труда, что снижает качество труда работников, занятых в бюджетной сфере (особенно, в образовании и здравоохранении).
Табл. 11.1. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в целом по отраслям общественного сектора, руб.
Удельный вес, % (2007 г.)
2000 г.
2007 г.
Темп при-роста, %
В целом по экономике
2223,4
13527,4
608, 41
В государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении
124,9
2712,1
16899,2
623,10
В образовании
65,0
1240,2
8787,5
700,55
В здравоохранении и предос-тавлении социальных услуг
74,1
1333,3
10023,0
751,74
В предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
76,9
1548,0
10407,7
672,33
Как видно, заработная плата в большинстве отраслей общественного сектора росла опережающими темпами по сравнению со средними показа-телями по экономике. Но ее уровень остается по-прежнему крайне низким за исключением государственного управления, что свидетельствует о сохранившимся с советских времен «остаточном» принципе финанси-рования социальной сферы и не соответствует общественной значимости этой сферы.
^ 11.2. Переход на новую систему оплаты труда в России.
До 6 октября 2006 г. (даты вступления в действие последней редакции Трудового кодекса РФ) зарплата работников бюджетного сектора регулировалась федеральными органами власти путем корректировки системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (с предоставлением недотационным субъектам РФ и муниципальным образованиям права вносить дополнения в систему оплаты труда на основе ЕТС). После указанной даты параметры оплаты труда «бюджетников» (в том числе тарифные) устанавливаются на уровне организации, т.е. руководителями в локальных нормативных актах.
|
|
Подобный порядок регулирования заработной платы, лишь внешне напоминающий регулирующие порядки в развитых капиталистических странах (там тоже устанавливаются минимальные госгарантии по оплате труда, однако сфера их действия – не организации, а рынок труда), адекватен сущности «постсоветской заработной платы» как остаточной доли работника в доходе собственника (применительно к бюджетным организациям – в сумме бюджетных ассигнований), распределяемой руководителем организации в соответствии со своей оценкой качественно-количественных результатов индивидуального труда. Эта остаточная доля по традиции именуется «фондом заработной платы организации»; исходя именно и исключительно из размеров последнего руководитель организации (работодатель) устанавливает параметры оплаты труда (тарифные ставки, компенсационные и стимулирующие выплаты), ранее регулирующиеся госгарантиями. Главным регулятором систем оплаты труда ныне становится именно локальный нормативный акт, в котором в лучшем случае могут учитываться те или иные положения коллективных договоров и соглашений.
В рыночных моделях системы оплаты труда тоже устанавливаются внутри организации. Однако этому предшествует установление рынком труда ставок заработной платы, через которые и выражаются цены функционирующих рабочих сил различного качества. Такие ставки формируются на отраслевом, региональном или на национальном уровнях и фиксируются в соответствующих соглашениях между союзами работодателей и профсоюзами, причем подобные договоренности соблюдаются западными работодателями не менее скрупулезно, нежели установленные общесоюзными органами власти тарифные ставки выдерживались руководителями предприятий в СССР; рассматриваемые ставки зарплаты суть императивные отправные пункты разработки ее системы. И если в развитых капиталистических странах эти системы представляют собой механизм связи ставок заработной платы, определяемой рынком труда, с результатами труда работников на рабочих местах, то в постсоветской России они служат инструментом распределения фонда заработной платы, выделяемой на оплату труда. В рыночных моделях экономики фонд заработной платы складывается из индивидуальных заработков, тогда как в российской модели последние, наоборот, формируются из этого фонда.
Отсюда следуют 2 отрицательных для экономики следствия: 1) чрезмерная дифференциация заработной платы работников по организациям, а потому и по отраслям и регионам страны; 2) слабые гарантии государства при установлении размеров оплаты труда определяющие реальный экономический смысл и «оправдывающие» наличие организаций (прежде всего бюджетных) с уровнями заработной платы, не обеспечивающими нормальное воспроизводство рабочей силы и не соответствующими ни трудовой отдаче работников, ни общественной полезности их труда.
Слабые гарантии работников по оплате их труда - одна из причин консервации позорно низкого уровня заработной платы в России.