Классификация товаров. Классифицировать товары возможно по целому ряду признаков, например

Классифицировать товары возможно по целому ряду признаков, например:

1. С учетом своего назначения товары подразделяются на:

· товары индивидуального потребления (потребительские товары), предназначенные для удовлетворения личных потребно­стей, семейного или домашнего использования;

· товары производственного назначения, предназначен­ные для использования в производстве других товаров и услуг в хозяйственной деятельности предприятий.

2. При выработке стратегии маркетинга товары классифицируются по определенным признакам, в частности среди потребительских товаров (товаров индивидуального потребления) в зависимости от длительности пользования выделяют следующие группы:

· товары длительного пользования (автомобили, холо­дильники, одежда, мебель и т.д.), приобретаемые сравнительно редко;

· товары кратковременного пользования (продукты пи­тания, косметика, моющие средства);

3. В зависимости от покупательских особенностей потребитель­ские товары подразделяют на следующие группы:

· товары повседневного спроса – это товары, которые по­требитель покупает часто, без длительных раздумий. Это может быть зубная паста, мыло, газеты, сигареты. Многие из таких то­варов находятся в узлах расчета в магазинах, клиенты не тратят на их покупку много времени.

· товары предварительного выбора – это такие товары, ко­торые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, основные электро­бытовые приборы).

· товары пассивного спроса – товары, которые потреби­тель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покуп­ке (страхование жизни, энциклопедии).

· товары особого спроса – товары с уникальными харак­теристиками и/или отдельные фирменные товары, ради приобре­тения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (конкретные марки и модели модных то­варов, некоторые медицинские товары, дорогая одежда, коллекционные вина, фотооборудование, и т. д.).

· товары импульсивного спроса

4. По приоритетности потребностей у потребителя выделяют:

· товары, удовлетворяющие физиологические потребности;

· товары, удовлетворяющие духовные потребности;

· товары, обеспечивающие безопасность.

5. По новизне могут быть выделены товары:

· новые товары для региона,

· новые товары для определенного сегмента рынка,

· новые товары для отрасли, предприятия, фирмы;

6. Новые товары по отношению к товару-предшественнику могут быть рассмотрены как товары:

· замещающие – сохраняющие все полезные качества прежнего товара, но обладающие еще и дополнительными достоинствами;

· ограничивающие – по большинству параметров превосходящие прежний товар, но не заменяющие его;

· дополняющие – обладающие рядом достоинств, не присущих старым;

· возвратные – в некоторой степени воспроизводящие ранее вытесненный с рынка товар;

· открывающие – принципиально новые, не имеющие предшественников.

· субституты – т.е. товары-заменители, произведенные при помощи альтернативных технологий и удовлетворяющие потребности потребителя, иногда и другими, нетрадиционными способами (стиральная машина «Retona», маркер, а не мел для записей на доске).

Необходимо отметить, что восприятие потребителями товара основывается как на объективных качественных характеристиках товара, так и на субъективном восприятии (мода, традиции) и бывает разным для разных стран, периодов, социальных групп. От него зависит объем спроса на товар и готовность потребителя заплатить более высокую цену.

«Модуль» товара.

Одной из ключевых концепций в маркетинге, является многоуровневая интегральная модель товара (или товарный модуль), которая рас­сматривает товар как многослойную иерархию его характеристик, в цен­тре которой лежит базовая потребность. Удовлетворяет базовую потребность потребителя – основное функциональное предназначение товара. Современный подход (Ф. Котлер «Маркетинг-менеджмент») предлагает оценивать четыре основных уровня как уже существующего товара, так и при разработке нового товара.

Модель такого типа представлена на рисунке:

Рис. 4.1.1. Модуль товара.

1-й уровень (ядро товара; базовая потребность; основная выгода; товар по замыслу) связан с основным предназначе­нием продукта, рассматриваемым с точки зрения удовлетворяемой по­требности.

2-й уровень (товар в реальном исполнении; физи­ческий товар) состоит в том, чтобы оформить основу предмета в определенные «физические» ха­рактеристики. Упаковка является одним из существенных элементов, формирую­щих общую потребительную ценность товара на данном уровне. Однако в целом ряде случаев ее действие распространяется практически на все уровни товара (включая и «ядро товара»).

3-й уровень (товар с подкреплением; расширенный товар) свя­зан с характеристиками, которые дополняют потребительную ценность товара как в материальном, так и в нематериальном виде. В первом случае это различные вспомогательные приспособления, с которыми товар приобретает дополнительные функциональные свойства. Во втором случае – это любой вид сервиса или услуг, пре­доставляемые вместе с приобретением и потреблением товара (предпродажное, после­продажное и гарантийное обслуживание, предоставление кредитов и отсрочек платежа и т. д).

4-й уровень (товар в полном смысле; восприятие товарной марки; брэнд) касается особенностей целостного восприятия потребителями товара вместе с его марочным названием. Термин «брэнд» является синонимом товара, достигшего наивысшей потребительской оценки на данном уровне. Именно здесь начинают приобретать значение такие факторы, как престиж, мода, длительная и безупречная репутация произво­дителя, стабильность высокого качества и т. д. Долговременная политика формирования брэнда возможна толь­ко при качественной реализации и согласовании всех характеристик предыдущих уровней.

Необходимо отметить, что восприятие потребителями товара основывается как на объективных качественных характеристиках товара, так и на субъективном восприятии (мода, традиции) и бывает разным для разных стран, периодов, социальных групп. От него зависит объем спроса на товар и готовность потребителя заплатить более высокую цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: