1.Каковы причины конфликтов в организации?
2.Какие виды организационных конфликтов Вы знаете и каковы их последствия для организации?
3. Определите различия в стилях проведения переговоров.
4. Раскройте значение медиаторства для организации?
Задание № 1
С помощью этого теста К. Томаса предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Для того, чтобы определить к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.
Опросник.
1.а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2.а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
|
|
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь найти поддержку у другого человека;
б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.
8. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;
б) Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы;
б) Стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет на встречу.
13. а) Предлагаю среднюю позицию;
б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) Пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
|
|
16. а) Стараюсь не задеть чувств другого;
б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это делает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) Дам возможность другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) Отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Обычно я предлагаю среднюю позицию;
б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Стараюсь не задеть чувств другого;
б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ.
СОПЕРНИЧЕСТВО: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б,16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
СОТРУДНИЧЕСТВО: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21а, 23а, 26б, 28б, 30б.
КОМПРОМИСС: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 24б, 26а, 29а.
ИЗБЕГАНИЕ: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
ПРИСПРСОБЛЕНИЕ: 1б, 3б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.
Задание № 2
Какие виды конфликтов Вы наблюдали в Вашей организации. Какие способы управления конфликтами использовала администрация? Определите их плюсы и минусы.
Задание № 3
Разработайте рекомендации руководителю Вашей организации по управлению конфликтами.
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.:ЮНИТИ, 1999
2. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Педагогическая конфликтология (конфликтология: наука о гармонии). – Екатеринбург: Глаголь, 1995
3.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, Питер, 2000.
8. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. СПб, Лань, 1999.
9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология упавления. Учебное пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 1997.
10. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.
7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с анг. // Общ. ред. и вст. ст. Л. И. Евенко. – М.: Дело, 1992
8.Организационная психология/ Хрестоматия. СПб, Питер, 2001.
9.Кабаченко Т.С. Психология управления. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.