На философском уровне информационную систему можно рассматривать как «машину», созданную человеком, которой он поручает выполнение некоторых информационных функций.
Для отдельного человека персональную ИС не строят, потому что в процесс решения информационных задач вовлекаются различные люди и технические средства, являющиеся источниками и получателями информации. Не выгодно строить специализированные системы под каждую задачу, под одну информационную функцию, хотя для некоторых особенно важных задач и функций это делается. Как правило, ИС ориентируются на коллективное использование. В связи с чем их следует рассматривать как системы массового обслуживания (СМО), предоставляющие пользователям информационные услуги.
Первоначально услуги, предоставляемые ИС своим абонентам, сводились к сдаче в аренду технических средств на короткое время. В настоящее время набор услуг существенно расширен. Пользователям предоставляются не только средства для реализации их информационных функций, но и информационные технологии, а также все работы по их реализации. Поэтому ИС включает в себя не только технические средства, но и программные, информационные, а также людей, участвующих в процессах обслуживания абонентов. В итоге, определение ИС можно дать в следующем виде:
|
|
Определение 2.2. Информационная система – это человеко-машинная система с набором технических, программных и информационных средств, предназначенная для предоставления пользователям информационных услуг.
С позиций СМО все технические средства ИС делятся на приборы информационного обслуживания (ПИО) коллективного и индивидуального использования. ПИО индивидуального использования находятся в распоряжении абонентов системы, которые определяют интенсивность поступления заявок на различные виды информационного обслуживания, часто являются источниками и получателями информации. К ним относятся телефонные и телеграфные аппараты, приемники и передатчики, вычислительная техника, средства документирования и отображения информации.
ПИО коллективного использования, к которым относятся центры распределения информации (ЦРН), центры обработки информации (ЦОИ), центры хранения информации (ЦХН), центры воспроизведения и отображения информации (ЦВОИ), центры специализированных информационных технологий (ЦСИТ), передающие центры (ПРДЦ), приемные центры (ПРМЦ) участвуют в информационном обслуживании всех абонентов системы в соответствии с их приоритетами.
Все приборы информационного обслуживания разнесены в пространстве и объединяются в единую систему с помощью каналов и узлов связи, образующих сеть связи.
|
|
На узлах связи располагаются передающие и приемные центры, а также центры распределения информации. Другие центры могут быть вынесены за пределы узлов связи, но могут располагаться и на территории узлов.
Каналы связи соединяют между собой все узлы, а также все ПИО индивидуального использования соединяются с близлежащими узлами (см. рис. 2.2.)
Рис. 2.2.
Процесс функционирования ИС сводится к преобразованию информации, поступающей от источников информации, и выдаче результатов ее получателям. Источниками и получателями информации в разные моменты времени могут быть различные группы абонентов и различные устройства задействованных центров коллективного использования.
Между взаимодействующей в данный момент парой <источник - получатель> может быть включено различное число разнообразных ПИО (в зависимости от расстояния между абонентами и вида обслуживания). Из-за случайного характера возникающих потребностей в информационном обслуживании могут возникать конфликтные ситуации за право использования определенных приборов в интересах различных абонентов. Это обстоятельство диктует необходимость управления процессами распределения ресурсов информационного обслуживания между абонентами системы. Необходимость управления обусловлена также влиянием внешней среды, которая случайным образом меняет пропускные способности ИС в различных направлениях.
Информационные системы в зависимости от целей исследования делятся на части (подсистемы) по различным признакам. Наиболее часто деление осуществляется по структурному и функциональному признакам.
Деление по структурному признаку основано на учете топологии и видов используемых технических средств.
По функциональному признаку ИС делят на собственно функциональную и обеспечивающую части. Функциональность здесь носит чисто прикладной оттенок (подсистемы планирования, бухгалтерского учета, материального обеспечения и т.п.). Обеспечивающая часть делится на виды обеспечения: техническое, математическое, программное, информационное, организационное, лингвистическое и правовое.
Подробное деление трудно формализуется из-за многочисленных взаимосвязей признаков, пересечения структур и функций. Для обобщенного анализа ИС полезно расчленять ее на части по признаку реализуемых преобразований информации. В этом случае мы имеем дело с подсистемами:
обмена информацией, которая осуществляет перенос информации в пространстве от источников к получателям и распределение ее между ними; она включает в себя сеть узлов и каналов связи вместе с узловым и канальным оборудованием;
обработки информации, которая осуществляет все виды вычислительных и логических операций для любых приложений; она состоит из ЭВМ и их комплексов (в том числе вычислительных сетей);
хранения информации, которая осуществляет организацию, ведение и хранение информации, расположенной на машинных носителях и предназначенной для комплексного многоцелевого использования; она включает в себя базы данных (знаний) и системы управления ими;
записи и воспроизведения информации, которая фиксирует информацию на материальных носителях (регистрация, документирование) и воспроизводит (отображает) ее в удобном для человека (получателя) виде;
сопряжения, которая выполняет функции согласования работы подсистемы (синхронизация, фазирование, обеспечение питанием, инициализация взаимодействия между элементами системы и т.п.); она включает в себя все виды интерфейсов, стыков между аппаратурой и дополнительное оборудование.