Человек в ИС выполняет две основные функции. Первая и главная функция вытекает из того, что ИС – это «машина», которой человек передает выполнение определенных операций при реализации своих информационных функций. В этом случае человек находится в контуре процесса выполнения задачи. Он – главное звено в этом контуре. В его интересах работают все технические, программные и информационные средства ИС, помогая решать ему задачи.
Человек также участвует в решении информационных задач. Прежде всего за ним остаются следующие задачи:
а) постановка и корректировка целей и критериев управления;
б) окончательный выбор вырабатываемых решений и придание им юридической силы;
в) снабжение системы некоторой первичной информацией, сбор которой невозможно или нерационально поручать «машине».
В целом, человек вносит творческий элемент в поиск наилучших путей достижения поставленных целей, так как он мыслит содержательно, а не формально.
Цель автоматизации информационных процессов должна состоять в том, чтобы максимально освободить человека от выполнения рутинных операций и предоставить ему время для решения творческих задач.
Вторая функция человека в ИС проявляется тогда, когда он используется в качестве элемента ИС (например в роли оператора). В этой роли его действия могут анализироваться наравне с техническими элементами. Однако, в силу своих способностей, он придает системе дополнительные свойства:
а) универсализм (может расширить число решаемых задач и решать их по-новому);
б) адаптивность (может приспосабливаться к изменяющимся условиям в более широком диапазоне);
в) изменчивость (состояние человека меняется при утомлении, болезнях, а от этого меняется качество решаемых задач).