Зак. 104Я

Появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевы играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновещ произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дал) нейшее развитие подражания.

Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение пре восхищения будущего результата действия как признака развития оперативной пам ти. Переход от наглядно-действенного к Каглядно-образному мышлению. Нача. процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догаД (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: форм рование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный эт1 соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенное развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детст

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к с в плане предоставляемых возможностей для ускорения психическо развития ребенка, использование или неиспользование которых жет иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической то зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. данным, которыми в настоящее время располагает психологичеа наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребе< и во многом определяет его будущее психологическое развит

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он неЦ родственно связан с тремя фундаментальными жизненными прио тениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предмет деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую (ентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его) вития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку ивать знания, формировать необходимые умения и навыки и учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к че ческой культуре. Предметная деятельность непосредственно раз1 ет способности ребенка, в особенности его ручные движения. 1 дый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, ДС точны для разностороннего и полноценного психического и пов ческого развития маленького растущего человека.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетель о том, что стояние на двух ногах и прямохождение достав детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физио ческом плане истоки такого стремления восходят к рефлекто движениям младенца первых месяцев жизни, когда приклады ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автс ческое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке нок получает возможность видеть дальше и больше вокруг < него высвобождаются руки для манипулирования предмета> ориентировочно-исследовательской деятельности и конструктов творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает ".ем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода - в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится. возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся Ще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с "°"ощью которых описываются данные виды жизнедеятельности. ы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преоб-Рать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, оторые выполняют роль копирования действительности, например "Р"ятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы бу-д " "сновать деятельность, содержащую в себе попытку предстает принимаемую реальность в том виде, в каком она непосред-(" Дана нашим органам чувств, без стремления субъекта тран-тировать или преобразовать ее.

семи Да деятельности определенным образом соотносятся с Восп °и функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Умся для представления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотической функцией следующей термине логией Ф. де Соссюра', уточняющей ранее введенные нами поняти>

а) признаки - это указатели предметов, тесно связанные с сам ми предметами, на которые они указывают. Признаки являют частью самого предмета или его неотъемлемыми свойствами. Напр1 мер, для ребенка звук голоса матери является признаком ее пр сутствия где-то поблизости;

б) символы - указатели, обозначающие предмет, но уже отд ленные, отличные от него и вместе с тем сохраняющие определ ное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре бел камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб,) трава - овощи;

в) знаки - указатели, произвольным образом связанные с пр< метом, не имеющие с ним никакого внешнего или внутренне сходства. Знак условен и всегда социален, т. е. является общим, многих людей, например буквы и цифры.

Конкретизируем также понятие семиотической функции. Е< более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего Е мени, будем называть приобретаемую ребенком на бтором году ж способность представлять отсутствующий объект или непосредст но не воспринимаемое при помощи органов чувств событи помощью символов, или знаков, т. е. указателей, отделенных1 обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической ф цией связаны символические игры, умственные образы и рисуп подражание и моделирование действительности. 1

Переход от признаков к символам и знакам определенно 41 зан с.развитием подражания, которое на сенсомоторном ур является способом представления кого-либо или чего-либо пос1 ством реальных имитационных действий. Образы предметов в ном контексте выступают как их внутренняя, психологическая иМ ция. В свою очередь, они являются основой для межчелов< кого общения и приобретения речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: