Если деятельность

_ _,......,..лч11 для него только средством довлетворения потребностей, не соотносимых с непосредственными Удачами научения, психологического развития учаш""" "" "-

. -....".., м-дошпи учащегося, то моти-зцця такой деятельности носит поверхностный характер. Более глубокой она становится в том случае, когда в процессе обучения уча-"егося преподаватель начинает видеть цель и главный смысл своей дизии. Первейшая и главная задача повышения эффективности учения заключается, следовательно, в том, чтобы сделать его глубоко и полимотивированным процессом. О том, как лучше решить чту задачу психологическими средствами, будет сказано в последних главах учебника - тех, которые посвящены психологии учителя и педагогической деятельности.

развитость структуры обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с по-мошью которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности, передавая учащимся знания, умения и навыки, развивая их умственно и нравственно. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально 1 использовать в обучении разные методы и средства. Если учитель } не пользуется ничем, кроме буквального изложения материала по * тексту учебника и простого опроса для проверки знаний учащихся, то реализуемый им учебный процесс вряд ли можно будет назвать структурно развитым. Таким он станет лишь тогда, когда наряду с [ простыми и традиционными методами передачи и проверки знаний 1 преподаватель воспользуется множеством различных источников ин-1 формации, средств ее презентации, включая технические, и разными способами контроля знаний учащихся.

Гибкость обучения - это умение сочетать и при необходимости использовать разные методы и приемы обучения, 'легко и быстро переходя от одного к другому. Такую деятельность преподавателя, 1 когда он постоянно обращается к одному и тому же ограниченному набору методов и приемов работы со всеми учащимися и по всем течам программы, мы называем негибкой. В отличие от этого деятель-юность преподавателя, который при обучении разных учащихся употребляет индивидуально различные методы и приемы, варьируя их в Зависимости от предмета, темы и ситуации, мы называем достаточно кой. Разнообразие средств осуществления учебной деятельности стороны преподавателя характеризует, в частности, его знания Умение пользоваться современной техникой, например ЭВМ. Полноценное научение учащихся без мотивированной, развитой, д и и разнообразной по средствам деятельности преподавателя "ически невозможно. Неосуществимо оно и в том случае, если бороны учащегося, в его собственной учебной деятельности - ""и ~~ не проявляются необходимые качества. Что же означают

нные требования применительно к учению? <д ивированность учения-это психологическая характеристики Реса учащегося к усвоению знаний, к приобретению опреде- умений и навыков, к собственному развитию. Одним из наиболее важных мотивационных условий учения является налия учащегося мотива самосовершенствования, который не может; удовлетворен без приобретения нужных способностей. МотиваД учения может быть ситуационной и личностной. В первом сл в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связан с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умй и навыки в какой-либо конкретной ситуации, например при сд экзаменов. Такую мотивацию учения, как, впрочем, и обуче называют внешней, поскольку она не затрагивает глубинных о личности человека, не рассчитана на его самосовершенством

Другой вид мотивации - внутренняя, личностная. Она свя с потребностью самосовершенствования человека, с реализа его духовных целей, ценностей и идеалов, непосредственно над лена на развитие его личности, способностей, на моральный теллектуальный рост.

Кроме того, мотивацию учения можно определить как рела{ ную и иррелевантную', т. е. как имеющую или не имеющую пр отношения к приобретаемым человеком знаниям, умениям и Ц кам. Релевантной учению как специфическому виду деятель будет такая мотивация, которая связана с наличием у учащ непосредственного интереса к самим приобретаемым знаниям ниям и навыкам. Иррелевантной называется мотивация, ванная на иных побуждениях, вынуждающих человека приобр соответствующие знания, умения и навыки. Например, шкси может быть любознательным человеком, и именно его любозШ ность может выступить как главный внутренний мотив у< В этом случае мы говорим о том, что его мотивация реле учебной деятельности, ее целям и задачам. Учащийся може обретать знания также потому, что за это получает каки выгоды, например избегает наказания. В этом случае мот его учения будет иррелевантной содержанию учебной деятель))


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: