Ни слишком легкое, ни 'чрезмерно трудное задание не может що по себе породить для учащегося проблемную ситуацию.
Обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций, называется проблемным. Главной задачей в организации такого обучения является поиск соответствующих проблемных си-1уаций, которые находились бы на достаточно высоком, но доступ-1цом для учащихся уровне трудности, порождали бы потребность ги обеспечивали способность получения учащимся подлинно нового Знания, которое по своему психологическому содержанию равно-1 ценно пусть небольшому, но интересному открытию.
1- Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успеш-юсть научения
Понятия учебной деятельности, научения, обучения и учения. ''Ч. Виды научения.
Механизмы научения.
Социально-психологические факторы, определяющие успешность научения.
Тема 2. Соотношение научения и развития
Три точки зрения на связь научения и развития.
|
|
Научение и созревание организма.
Психическое развитие и созревание.
Те м а 3, Теория учебной деятельности
Структура учебной деятельности.
Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности. Психолого-педагогические требования к обучению как к преподаванию. Психолого-педагогические требования к учению как усвоению учащимися знаний. Формы организации учебной деятельности., ндивидуальные различия в учебной деятельности. ' "сновные параметры, по которым оценивается развитость учебной деятельности.
**э 4. Современные концепции научения 1 т
'ория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, умственных действий (П. Я. Гальперин).
ЗтРия формирования научных понятий у школьников (В. В. Давыдов). Рия проблемного обучения (Л. В. Занков, А. М. Матюшкин).
Темы для рефератов
Дные понятия психологической теории научения.
3.1д ношение научения и психического развития учащихся. <, [ °вания, предъявляемые к учебной деятельности. "ологические теории научения.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
Психологические условия оптимальной организации учебной деятельно теля (обучения)
Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика (
Психологические проблемы развивающего обучения.
Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных
Литература 1
Брунер Д. С. Психология познания: за пределами непосре ной информаций.- М., 1977. (Обучение и развитие. Готовность к обучению: 359-377.) Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблем дования//Вопросы психологии.-1991.-№ 6. Зинц Р. Обучение и память. Минск, 1984. (Понятие обучения: 12-21, 53-55. Систематизация учебных процессов: История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века. Те М., 1986.
|
|
(Теория Пиаже: 232-292.)
Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающе) ние.-М., 1981. ' (Приемы учебной работы: 6-15. Управление учебной деятельностью: 23- затели и условия умственного развития учащихся: 29-42. Учебная дея в условиях развивающего обучения: 42-91.) Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучает М" 1981.
(Обучаемость и ее компоненты: 26-33. Обучение и развитие продуктивного ния у школьников: 144-155. Психолого-педагогические принципы развития В ного мышления школьников: 155-188. Проблемность обучения: 156-16211 дуализация и дифференциация обучения: 162-171.) \
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учени 1987. 1 (Понятие учения и его виды: 21-40. Индивидуальные различия в учебно ности: 41-78.) 1 Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: пс ческая готовность к школе. М., 1987. 1> (Ведущая деятельность: 13-16.).' Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: М" 1983.-Т. 1.
(Овладение учащимися научными понятиями: 324-347. Психологическ сознательности учения: 348-381.)
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.-*- (Основные аспекты психологической теории учения: 16-31. Решение про ние: 327-339. Психологические проблемы теории учения: 486-591.) Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.-М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40-53.) Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у челов дение в психологию).-М., 1974.
Учение и развитие познавательных способностей: 442-472.) духова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.-М., 1981.,фдкторы интеллектуального развития ребенка: 53-56.) вдаренные дети.-М., 1991.
психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 167, 153-157. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257-319.) психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпо-зиума)-М" 1966.
Щгра и развитие ребенка (А. В. Запорожец): 5-10. Основные вопросы теории детской ры (Д. Б. Эльконин): II-37.) развитие личности ребенка.-М., 1987. нтеллект и достижения детей: 131-150.)